О некоторых итогах развития электроэнергетики

Широкое обсуждение проблем электроэнергетики состоялось в Госдуме и Совете Федерации РФ на конференции «Финансирование проектов по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии». На вопросы корреспондента ответил академик РАЕН Георгий Петрович Кутовой, заслуженный энергетик России, председатель подкомитета по тарифной политике, энергосбережению и энергоэффективности ТПП РФ.

– Георгий Петрович, как вы охарактеризуете сегодняшнее состояние электроэнергетики?

– За период реформ электроэнергетика ухудшилавсе показатели своей эффективности, хотя введено около 30 млн кВт новых энергомощностей, свыше 130 тыс. км ЛЭП напряжением 110 кВ и выше, свыше 230 млн кВА трансформаторных мощностей. При отсутствии прироста спроса на электроэнергию и внушительных затратах на новое энергетическое строительство должно было произойти существенное обновление основных производственных фондов за счет вывода из баланса старого энергооборудования. Однако произошло банальное увеличение резервов при сохранении старых фондов, что и обусловило резкое снижение эффективности отрасли: при возросших резервах снизилась надежность работы энергосистем (можно вспомнить ряд аварий в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири и пр.), возросли потери в сетях, повысились удельные расходы топлива на ТЭС, численность эксплуатационного персонала возросла на 30% (на 165 тыс. человек).

Из-за того, что комплексным развитием электроэнергетики никто не руководит, энергокомпании, генераторы, крупные потребители ежегодно планируют 4-5% роста мощностей, в то время когда представители НП «Совет рынка» приводят факты, что в стране не загружено около 30 млн кВт мощностей электростанций.

В сетевом комплексе в результате реформ и неадекватного госрегулирования доля тарифа на содержание сетей в конечной цене электроэнергии превысила долю тарифа в развитых странах в два раза. В России около 3,5 тыс. мелких, а то и «бесхозных» так называемых территориальных электросетевых хозяйств. Эти лишние промежуточные звенья, очевидно, не способствуют сдерживанию тарифа и не повышают надежность электроснабжения потребителей.

– Почему происходит бесконечное увеличение тарифа на электроэнергию? Чем это вызвано?

– Ошеломляющий рост тарифов на электроэнергию происходит из-за банально простого метода индексирования тарифов и перекрестного субсидирования, что позволило нам «догнать и перегнать Америку» по самому важному показателю (с точки зрения конкурентоспособности нашей экономики в условиях вступления нашей страны в ВТО) – цене электроэнергии для промышленных предприятий. За годы реформ забыта проблема удорожания самой топливной составляющей для электрических станций – нефть, уголь, газ. К примеру, твердое топливо – уголь для станций. При практически равных условиях с недродобытчиками развитых стран уголек у нас «золотой», т.е. в разы дороже американского и европейского. Постоянно дорожает и газ (индексируется цена) для электростанций, доля которого в структуре сжигаемого топлива на электростанциях европейской части страны превышает 85% при доле топливной составляющей в структуре производственных затрат свыше 75%.

– И что же мы видим в результате таких удручающих итогов?

– Руководство страны не может не видеть этих результатов, дает одно поручение за другим своим министерствам и ведомствам, а предложений для радикального изменения ситуации нет. Если и есть, то все они из области украшательства рынка, скопированного с модели PJM (США), его сами авторы изменять не хотят – либеральные принципы не позволяют. Не желают они менять «совершенную» модель энергорынка, которая узаконена постановлениями Правительства РФ, которое и стало ее заложником.

Президентом и Правительство РФ, с подачи Минэкономразвития России, принято решение заморозить тарифы на несколько лет и разобраться со всеми ценовыми завалами в нашей электроэнергетике и не только. Следует еще раз проанализировать тот рынок, который сегодня выстроен, и внести в его работу действительно конкурентные механизмы ценообразования, давящие на цены «вниз», иначе это не рынок.

– А что же предлагают представители других государственных регуляторов естественных монополий?

Минэнерго России считает необходимым совершенствование ОРЭМа (оптовый рынок электрической энергии и мощности – прим. ред.), но без пересмотра состава его участников, что, на мой взгляд, представляется системной ошибкой, обуславливающей стагнацию ТЭЦ и препятствием для развития когенерации в коммунальной и промышленной энергетике. В то же время и Минэнерго России и Минэкономразвития России подчеркивают отсутствие механизмов конкурентного перспективного развития энергетики и необходимость безотлагательного решения этого вопроса, иначе нерыночные договоры поставки мощности (ДПМ) только усугубят положение. С такой постановкой вопросов нельзя не согласиться – это правильное видение проблем.

ФАС России предлагает проявлять патриотические чувства и гордость за проделанную работу по созданию самого большого и эффективного в мире ОРЭМ. А если и ФСТ России гордится своими достижениями в области искаженного ценообразования и самыми высокими в мире тарифами на электроэнергию для промышленных потребителей, то складывается весьма впечатляющая позиция государственных регуляторов. Ждать от них продуктивных предложений по рационализации существующей торговой системы бесполезно.

В таком кривом ценовом зеркале прекрасно чувствуют себя организованные в НП ГП энергосбытовые компании, получая свою торговую маржу от возрастающих тарифов на электроэнергию и перепродавая ее другим энергосбытовым компаниям, увеличивая неплатежи на ОРЭМ, не обременяя себя (за редким счастливым исключением) для потребителей энергосервисными услугами. К сожалению, в энергосбытовой сфере начали проявляться криминогенные факты увода денег с розничного рынка. Свыше десятка энергосбытовых ГП были лишены права работать на ОРЭМ, а их функции приказами Минэнерго России были переданы электросетевым компаниям.

На промышленных потребителей энергоресурсов, особенно на крупных, при государственной «поддержке» предпринимательства и госрегулировании цен переложены все без исключения риски энергетических компаний: энергобалансовые, инвестиционные, имущественно-правовые и пр.

В ходе реформы, ради создания виртуальной видимости сильной конкуренции, по настоянию ФАС России, на ОРЭМ были выведены практически все ТЭЦ, забыв об их теплогенерации и работе на местных рынках тепла в городах субъектов РФ. В период становления в стране единой энергосистемы теплогенерации отводилась определяющая роль в повышении энергоэффективности при комбинированной выработке тепла и электроэнергии по сравнению с раздельной схемой энергоснабжения. А в действующей централизованной модели энергорынка созданы такие условия ценообразования на тепло и электроэнергию ТЭЦ, что раздельные схемы энергоснабжения появляются непосредственно за заборами действующих ТЭЦ. В массовом порядке происходит «котелизация» потребителей с перерасходом топлива и закрывается возможность развития когенерации.

– Что же следует предпринять?

– В торговой системе предлагается вернуться к совместному формированию конкурентных розничных рынков электроэнергии и рынков теплоэнергии, применив механизм ценообразования на рынке теплоэнергии, с использованием показателей альтернативной котельной, в каждом городе. При разработке новой модели розничного энергорынка требуется отвести базисную роль теплогенерации и теплоэнергетике. Кроме этого, потребуется провести значительную работу по формированию нормативно-правовой базы рынка теплоэнергии, разработать схемы теплоснабжения городов, муниципальных образований, наладить единые государственные подходы к учету энерго- и теплоресурсов.

Что касается энергосбережения, то курс на него проложен в 2009 г. в целом верно, но идет пока робко. Главная беда в том, что у субъектов рынка нет мотивации энергосберегать. Похоже, что энергоэффективность нужна сейчас только самим энергосервисным компаниям, которые предлагают целым регионам, объектам ЖКХ экономию энергоресурсов на 30-50%!

Нет мотивации – нет и реальных подвижек сберегать энергию и сделать нашу экономику на 40% эффективнее к 2020 г. Несмотря на призывы вкладывать деньги в энергосберегающие технологии, массового привлечения капитала в энергосбережение не происходит. Зарубежные компании вкладывают деньги, но идут со своими технологиями и продукцией. Сложился парадокс. Наши банки пухнут от денег, а энергосервис не может их получить и вложить в модернизацию ЖКХ, теплоснабжение, системы интеллектуального управления энергоресурсами. Думается, что назрел вопрос создания в России Федерального и региональных фондов энергосбережения, которые решат проблемы привлечения финансов в энергосбережение.

Механизмы рыночного ценообразования необходимо выстраивать исходя из интересов потребителя, а производители в конкурентной борьбе за его деньги должны снижать свои производственные издержки. Потребитель должен иметь право заключать договоры с местными ТЭЦ и др. когенеративными электростанциями или с поставщиками ОРЭМ, с оплатой адекватной, дифференцированной составляющей транспортных затрат электросетевых организаций. Нужно вернуть все ТЭЦ и другие местные когенеративные электростанции, включая промышленные блок-электростанции, на торговые площадки соответствующих розничных рынков электрической энергии (РРЭ). Торговые площадки РРЭ должны быть действительно конкурентными базовыми подсистемами ОРЭМа.

Представляется, что в итоге в механизм ценообразования должен быть положен принцип предельно разумной максимальнойцены за электроэнергию и теплоэнергию от централизованной энергосистемы. При этом следует учесть, что транспортная составляющая (поставка с рынка для любого нового бизнеса), которую готов платить потребитель, не должна превышать значение стоимости ее производства на собственной (альтернативной) энергогенерации.

В законодательной сфере, во-первых, следует внести поправку в ст. 36 п. 5 ФЗ «Об электроэнергетике», заменив слово «обязаны» на слово «имеют право», слова «25 МВт и выше» на слова «100 МВт и выше, не производящие комбинированно электрическую и тепловую электроэнерги» или вообще исключив п. 5 ст. 36 из текста ФЗ, который просто деструктивен и ущербен.

И, во-вторых, целесообразно принять ФЗ «О федеральной электроэнергетической системе», который позволит перераспределить полномочия и ответственность за рациональное построение рыночных отношений в электроэнергетике, за ее развитие, как системы жизнеобеспечения, в регионах между федеральным и региональным уровнями управления с передачей части полномочий и ответственности субъектам РФ.

Роза Джандосова, парламентский корреспондент, к.х.н.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий