Развитие металлообработки и станкостроения в России

По оценке BusinesStat, приведенной в «Анализе рынка металлообрабатывающих станков в России», в 2014-2018 гг. их продажи в стране варьировались в пределах 17,0-20,5 тыс. шт. В 2015 и 2016 гг. отмечалось снижение продаж на 12,7% и 1,0% к уровню предыдущих лет соответственно. Данная тенденция была связана с ухудшением экономической обстановки в стране и ограничением импортных поставок станков. По итогам 2017 г. наблюдался рост натурального объема продаж на 20,4% относительно предыдущего года. Увеличение продаж было обусловлено стабилизацией экономики после кризисных изменений 2014-2016 гг., в частности стабилизацией курса рубля к доллару. Также положительную роль сыграли программы по переоборудованию российской промышленности. В 2018 г. вновь наметился спад на 3,3% – до 19,8 тыс. шт.

 

По прогнозам BusinesStat, в 2019-2020 гг. продажи металлообрабатывающих станков в России также продолжат снижаться на 3,7% и 0,3% соответственно. Снижение продаж станков будет обусловлено продолжающейся стагнацией в российской экономике, сокращением прироста инвестиций в основной капитал, ослаблением российской валюты.  В 2021-2023 гг. ожидается рост показателя нарастающим темпом на 1,2-4,7% в год. По итогам 2023 г. натуральный объем продаж металлообрабатывающих станков в России составит 20,6 тыс. шт., что превысит уровень 2018 г. на 4,0%.

В структуре промышленного производства России удельный вес машиностроения в настоящее время составляет около 20%, в ВВП – около 8%. Для сравнения, доля продукции машиностроения в ВВП стран Европейского Союза составляет 36-45%, в Японии – 51%. Критическим с точки зрения экономической безопасности считается  значение 30% от ВВП.

 

Государственная поддержка

Мировой опыт убедительно показывает, что устойчивой может быть только та экономика, в которой основные отрасли машиностроения удовлетворяют 70% внутреннего спроса. При этом в стоимости выпускаемой машиностроительной продукции доля собственных элементов полного цикла должна быть не менее 40%. В нашей стране внутренний спрос обеспечивается пока на 35%, а доля собственных элементов составляет 25%.

В настоящее время рентабельность машиностроительной продукции гораздо ниже рентабельности продукции других отраслей и ниже среднего показателя по промышленности в целом.

Предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для узких сегментов рынка, в основном это касается рынка вооружений и военной техники.

Переориентация машиностроения на интенсивный путь  предполагает решение комплекса взаимосвязанных проблем в технологической, технической, законодательной, нормативно-правовой, финансово-экономической, образовательной, кадровой и других областях. В последние годы были предприняты определенные шаги в направлении развития машиностроительного комплекса.

Предполагается подписание специальных инвестиционных контрактов на модернизацию или освоение новых видов производств, заключаемых инвесторами с государством на срок до 10 лет, предусматривающих  меры по стимулированию деятельности в сфере развития отраслей. Особое значение имеет создание и развитие уже существующих промышленных парков и промышленных кластеров на территории России.

В развитие и модернизацию экономики наше государство планирует инвестировать до 2020 г.  в рамках различных государственных программ  17024,5 млрд руб. С 2012 г. в стране реализуется государственная программа «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности ее отраслей», на которую суммарно выделено 1061,2 млрд руб. бюджетных ассигнований, в частности на 2018 г. —  139327,9 млн руб., на 2019 г. – 136784,5 млн руб. Программа включает 22 подпрограммы, в том числе по развитию машиностроения.

Реализуется государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года». В 2017 г. Правительство РФ утвердило «Стратегию развития машиностроения на период до 2030 года» по основным отраслевым направлениям: тяжелого машиностроения, транспортного машиностроения и сельскохозяйственного машиностроения. Разработанные Минпромторгом РФ документы описывают ключевые текущие и перспективные параметры, согласно которым к 2030 г. доля продукции российского машиностроения должна составить 70% внутреннего рынка. К 2025 г. запланировано сокращение доли импорта до 35%, а доля экспорта в выпуске продукции вырастет с текущих 7% до 12%.

В «Стратегии развития станкоинструментальной промышленности до 2030 года» в качестве приоритетных направлений технологического развития определены: внедрение продуктовых и технологических инноваций, повышение конкурентоспособности, развитие организационных инноваций в части повышения автоматизации производства.

 

Модернизация и инновации

 Одной из главных проблем машиностроительного комплекса на сегодняшний день является тотальный износ основных фондов, который по экспертным оценкам превысил 50%. Коэффициент обновления на протяжении последних лет составляет 1-1,5%. Доля оборудования старше 20 лет превышает 40%.

Внедрение цифровых систем в металлообработке позволяет увеличить производительность и более гибко реагировать на запросы рынка. Порядка 80% компаний в России намерены в период до 2022 г. приобретать дополнительные современные станки.

В России по количеству внедрения новых технологий машиностроение хоть и находится на первом месте среди всех отраслей, но уступает зарубежным аналогам. Научные исследования в области машиностроения в стоимостном выражении составляют 0,5% ВВП. Показатель наукоемкости, который рассчитывается как отношение отраслевых издержек на научные исследования и опытно-конструкторские разработки к объему производства,  колеблется на уровне 1,5-2,3%. Доля инновационной продукции в общем объеме производства составляет 8-11%. Соотношение затрат на инновации и инвестиции в основной капитал имеет самое высокое значение по промышленности в целом и составляет 40%.

В стране создается станкостроительный кластер, ядром которого должен стать Ковровский электромеханический завод. Кластер будет использоваться для разработки и серийного производства станков для нужд российской промышленности. По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, инвестиции в станкостроительный кластер до 2024 г. составят около 460 млн рублей.

Еще несколько лет назад доля импортных станков достигала 90%, сегодня уже, по оценкам Ассоциации «Станкоинструмент», 75-80%, но с выпуском инструмента для станков все гораздо хуже. Средняя стоимость одного импортного станка в 2017 г. снизилась примерно на 25% по сравнению с 2014 г.

Как развиваются отечественные предприятия

Вот примеры новых достижений некоторых отечественных предприятий сектора металлобработки и станкостроения.

– Продукция Ковровского электромеханического завода, в частности, токарно-фрезерные станки пятого поколения успешно поставляются на внутренний и международный рынки. КЭМЗ освоил выпуск сельхозтехники. Первым шагом стала крупноузловая сборка чешских тракторов. Заключен специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом России в целях реализации проекта «Создание производства тракторов 2-го тягового класса ANT- 4135F на производственных мощностях «КЭМЗа». Заказчикам поставлено уже более 100 новых машин.

– Рязанским производственным предприятием ПКФ «Станкосервис» был передан заказчику новый специальный станок глубокого сверления РТ533 созданный по уникальному проекту. Ранее этот тип станков на территории России не проектировался и не производился.

– Российский производитель станочного оборудования «Умные станки» представил новый фрезерный обрабатывающий центр Clever E700, предназначенный для обработки деталей сложных форм.

Ростовское малое инновационное предприятие ДГТУ ООО «Энсет» выходит на рынок Евросоюза. Компания уже экспортировала в Германию оборудование для ремонта и производства карданных валов. Станки были приобретены берлинским поставщиком запчастей SB-Autoteile GmbH.

Секторам российского станкостроения и металлообработки есть куда расти!