Обзор развития инноваций в России и мире

Инновации и современная экономическая действительность

Современное общество, независимо от стадии развития, представляет собой сложную структуру взаимосвязанных явлений экономической действительности. Экономические явления образуют движущую силу, направленную в той или иной степени на развитие данного общественного строя, как некий двигатель, толкающий машину вперед. Именно инновации являются тем топливом, которое питает экономическую систему, позволяет человечеству идти вверх по ступеням все большего преобладания над природой. Чем больше общество бросает в топку огня паровой экономической системы топливо в виде инноваций, тем быстрее общество развивается и окупает расходы инновационной деятельности.

Если оглянуться на прошедший период развития человечества, когда еще не было четкого понимания об инновационной деятельности, возникает весьма логичный вопрос, почему же человеческий социум развивается так неравномерно на современном историческом промежутке времени? Почему страны Африки, к примеру, менее задействованы в инновационной активности, чем страны Европы? Какие факторы влияют на силу огня в топке механизма инновационного прорыва?

Следует четко понимать, что инновационная деятельность носит системный характер и эффективность этой деятельности зависит не от одного фактора, а от их совокупности – системы. В этой совокупности существуют наиболее значимые факторы. Те, без которых не получится развить комплексный инновационный подход. В любой системе существуют базовые движущие силы, без которых не получится ее развитие.

Следуя основным постулатам экономической теории, можно предположить, что наиболее значимыми факторами, влияющими на уровень инновационной деятельности, являются:

1.человеческий капитал,

2.финансовый капитал,

3.уровень экономической прозрачности как средство, необходимое для инновационной деятельности.

В качестве развитых стран Международный валютный фонд на 2011 г. выделяет следующие государства: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США[1].

Естественно предположить, что, анализируя инновационную деятельность по данным странам, можно увидеть общие тенденции, так сказать, ход инновационной активности.

В мировой практике разработан индекс инновационной активности – индекс IAK. Данный индекс характеризует общий вес в государстве по всем секторам экономики вливаний в инновации различного ресурсного обеспечения. Анализируя данный индекс в открытой печати, можно сформировать приблизительную диаграмму, показывающую общий уровень инновационной активности по странам (рис. 1[2]).

Рис. 1.  Инновационная активность по странам, в % 

Из диаграммы следует, что лидером в данном направлении является  Швеция. Каким образом Швеция заняла лидирующие позиции?

Для ответа на поставленный вопрос рассмотрим первый фактор, определенный в начале статьи – человеческий капитал. Без всякого сомнения, интеллектуальный потенциал общества является двигателем прогресса и образует ту благодатную почву, из которой произрастает все новое и более совершенное. Именно интеллект человека является первой ступенью для формирования инноваций. И по тому, насколько качественно данный интеллект в масштабах нации будет представлен в социуме, можно уже судить о потенциале к инновационной активности. Также можно сказать, что интеллектуальная способность общества зависит от уровня образования. Естественно, необходимо сделать существенные поправки в сторону качества образования, доступности образования и т.д. Но нас сейчас больше интересует другой аспект проблемы. Можно вывести следующую зависимость: чем выше культура образования, тем больше вероятность инновационной деятельности для данного общества. Швеция входит в десятку наиболее образованных стран в соответствии с индексом образования по странам, разработанным Организацией Объединенных Наций (рис. 2[3]).

Рис. 2. Индекс уровня образования по странам мира

Вторым факторам, как было определено выше, влияющим на уровень инновационной активности, является наличие финансового капитала.

Как и любая деятельность, инновации требуют первоначальных вливаний в виде инвестиций. Это относится не только к технологической сфере инновационного развития. Любой умственный труд – это сложный путь нахождения чего-то наилучшего, требующий больших энергозатрат, будь он в виде научно-исследовательских работ, просто созидательной деятельности или опытно-конструкторских разработок. Достойные инвестиционные вливания  стимулируют общество максимально прилагать усилия к нахождению инновационных решений и двигают локомотив государственной экономики вперед. Уровень инвестиционного вливания, по сути, определяет то, что формирует инновационный потенциал данного государства. Наиболее наглядно зависимость затрат государства на инновации можно проследить в рамках отношения к валовому внутреннему продукту (рис.3[4]).


Рис. 3. Инвестиции в инновации по отношению к ВВП

Анализ данной диаграммы показывает, что Швеция находится на втором месте по уровню инвестиций в инновационную сферу по отношению к общему уровню показателя по валовому внутреннему продукту. Уровень инвестиций от 2% характерен  для наиболее активных стран в структуре инновационной деятельности и характеризует серьезный подход государств к вопросу инноваций.

Третьим фактором, отражающим инновационную деятельность по странам, является уровень экономической прозрачности. Данная категория определяет основную проблему для любой экономики страны – коррупционную составляющую. При проведении исследований в данном направлении выявилась очень интересная закономерность: степень коррумпированности в стране линейно влияет на уровень инновационной активности (рис. 4[5]).

           Рис. 4. Индекс восприятия коррупции по странам мира и приведенные к нему показатели вложений бизнеса в инновации 

Как видно из диаграммы №4, наиболее инновационно развитые страны позиционируются с наименьшей долей коррупции (наибольший показатель индекса соответствует наименьшему коррупционному фону для данной страны). Кроме того, для стран с меньшим уровнем коррупции характерны наибольшие доли вложений бизнеса в инновации (хотя существуют и исключения – Новая Зеландия). Вероятно, данная тенденция связана с практической стороной вопроса, поскольку не секрет, что участие государства в инновационном процессе часто носит эфемерный характер, особенно в высоко коррумпированных странах. Поэтому для таких стран характерна меньшая активность бизнеса в инновационном процессе, связанная с большими административными барьерами и нежеланием государственной системы идти навстречу частного инновационного процесса в силу привлекательности осуществления незаконных денежных операций.

 Инновационная деятельность в России

Теперь весьма интересно проследить ситуацию, сложившуюся на инновационном поле деятельности России. Многие современные экономисты и политики говорят об особенном положении России и утверждают, что у нее особый путь развития. Действительно, сложившееся экономическое положение России диктует особые условия инновационной деятельности, но если рассматривать эту деятельность в отдельных секторах экономики. Анализ трех основных факторов (человеческого капитала, финансового капитала и уровня экономической прозрачности) показывает весьма плачевное положение Российской Федерации на международном инновационном рынке.

Как видно из диаграммы №1, инновационная активность России определяется на уровне 8%. То есть примерно в 10 раз меньше, чем у лидера инновационной деятельности – Швеции.

Возможно, что данный показатель формируется на основе сложившейся практики еще в Советском Союзе, где основная активность происходила в оборонном секторе. То есть гражданская и оборонная промышленности были полностью разделены, а основные передовые разработки для военных в силу идеологических предпосылок финансировались намного сильнее, гражданские же  разработки значительно уступали военным и порой не отвечали сложившимся современным требованиям. Причем данный военный сегмент экономики Советского Союза был полностью закрыт и засекречен.

Данная тенденция наблюдается и в современной России (рис. 5[6]).

            Рис. 5.  Доли расходов по отношению к ВВП

Следует отметить, что Россия – единственная страна в мире, где доля расходов на гражданскую науку (0,4% ВВП) меньше, чем на оборонные НИОКР (0,6% ВВП).

Кроме того, инновационная активность тесно связана с существующими основными фондами экономики России. Эта проблема для России – историческая. Общий толчок для развития экономики и, как следствие, инновационной деятельности, связанный в послевоенный период с подъемом экономики СССР, давал возможность двигаться по инерции. Острая проблема износа основных фондов встала перед молодой Россией в 90-ые гг. Как видно из рис. 6[7], основные фонды Российской экономики на2010 г. изношены на 47%.

Рис. 6. Степень износа ОФ в РФ по пятилетним группам 

Данная тенденция делает обновление фондов все более дорогостоящим, что связанно с инфляцией, развитием технологий и отсутствием необходимого фонда денежных средств. То есть можно сделать вывод, что России просто не до инноваций, поскольку Правительство не в состоянии справиться с текущими проблемами, связанными с хозяйственной деятельностью в масштабах страны.

Теперь рассмотрим основные факторы, определяющие уровень инновационной деятельности государства.

Диаграмма №2 показывает, что уровень образования в России находится выше среднего (значение 0,78). В то же  время в соответствии с диаграммой №3 доля инвестиций в инновации по отношению к ВВП составляет менее 1,5%, что в среднем в 3 раза меньше доли вложений для инвестиционно развитых стран. Коррупция в России пока находится на на критически высоком уровне, что значительно влияет на уровень активности бизнеса в соответствии с диаграммой №4.

То есть можно сделать вывод, что два последних фактора значительно принижают уровень влияния на инновационную активность первого (индекс образования).

В контексте общей инновационной ситуации в России любопытно рассмотреть уровень числа организаций, выполняющих научно-исследовательские разработки, представленные на рис. 7[8].

Рис. 7. Динамика числа организаций, выполнявших научные исследования и разработки, по секторам деятельности, в период с 2000-2010 г. 

В среднем общий уровень государственных организаций имеет постоянный показатель и колеблется в интервале 1200–1500 единиц. В то время как предпринимательский сектор имеет значительную отрицательную динамику и характеризуется снижением числа организаций более чем на 800 единиц. Что касается числа организаций высшего профессионального образования, то тут наблюдается незначительный подъем на уровне 50-100 организаций. Просматривая общую динамику числа организаций, задействованных в научных исследованиях, просматривается сокращение их числа.

Обобщая информацию, приведенную выше, можно сказать, что Россия находится на нижней ступени инновационного развития и даже создание специализированных государственных учреждений, прямо либо косвенно отвечающих за уровень инноваций на текущий момент, не меняет ситуацию, а порой усугубляет ее дополнительными административными барьерами коррупционного характера. Из трех базовых факторов общего развития инноваций положительный эффект для России имеет только показатель человеческого капитала. Финансирование находится на низком уровне и требует решения в общем ключе не инновационных вопросов, а хозяйственных. Уровень экономической прозрачности является наиболее болезненным для Российской действительности, так как большие барьеры по отношению к инновациям не дают достаточного толчка к развитию последних.

Материал подготовлен компанией CONCOL

[1] Данные по перечню развитых стран актуализированы на 16 февраля 2012 г. в соответствии с информацией, представленной на официальном сайте Международного Валютного Фонда.
[2] Данная диаграмма сформирована по открытым источникам печати и имеет небольшую погрешность представления данных. Главная цель диаграммы сформировать общий взгляд на инновационную активность в определенных странах мира. Источник: НП Центр Инноваций,
[3]Данная диаграмма составлена на основе индекса уровня образования в странах мира, показатель Программы развития Организации Объединенных Наций представляет собой комплексное весовое значение от 0 (минимальное значение) до 1 (максимальное значение). Диаграмма представляет информацию только по странам с высоким уровнем индекса. Источник: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info
[4] Данная диаграмма сформирована на основе открытых источников Интернет-ресурсов. Актуально для 2011 г.
[5] Данная диаграмма составлена на основе индекса восприятия коррупции по странам мира за 2011 г. в привязке к уровню вложений бизнеса в инновации. Источник: доклад международной неправительственной организации TransparencyInternational; Росстат, OECD Main Science and Technology Indicators.
[6] Диаграмма составлена на основе открытых данных Федеральной службы государственной статистики за 2011 г.
[7] Диаграмма составлена на основе открытых данных Федеральной службы государственной статистики за 2010 г.

[8] Диаграмма составлена на основе открытых данных Федеральной службы государственной статистики за 2010 г.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий