Технологии учета и контроля за использованием дизельного топлива

Дизельное топливо является вторым по значимости энергетическим ресурсом ОАО «РЖД», после электроэнергии. Годовой оборот – миллионы тонн. Затраты на закупку составляют существенную часть бюджетов эксплуатационных расходов подразделений и филиалов.

В условиях постоянного удорожания энергетических ресурсов ОАО «РЖД» столкнулось с острой необходимостью оптимизации и экономии их расходования, что в первую очередь требует сокращения потерь.

Проведенный в ОАО «РЖД» анализ точек образования потерь дизельного топлива выявил ключевую причину их появления – несовершенство технологии учета и контроля, основанной на устаревших «ручных» способах измерений и бумажном документообороте, позволяющем маскировать халатность, нарушения установленного порядка учета и противозаконную деятельность на местах – саботаж и хищения. Главный недостаток бумажной технологии учета и контроля – невозможность обеспечить оперативность выявления и устранения причин образования потерь.

Принимая во внимание важность решения указанной проблемы не только в корпоративном, но и государственном масштабе, в 2011 г. началась реализация комплексного проекта по совершенствованию системы учета и контроля за использованием дизельного топлива по всей цепочке, начиная от поставки на топливные склады и заканчивая потреблением и списанием в эксплуатации и ремонте подвижного состава.

Цель проекта – максимально возможное снижение потерь дизельного топлива на всех этапах технологического процесса. На первом этапе акцент сделан на топливных складах и тепловозном парке ОАО «РЖД», в дальнейшем наработки планируется применить и в прочих структурных подразделениях, использующих дизельное топливо для своих нужд, включая заправку специального подвижного состава и техники.

Цель проекта достижима при решении следующих задач:

  1. в условиях изменений нормативной базы РФ и стремительного развития научно-технического потенциала необходимо непрерывное совершенствование нормативной базы ОАО «РЖД», устанавливающей правила и порядок учета, и регламентирующей применение современных способов и средства измерений. Нормативная база должна позволять применять при выполнении учетных операций, в т.ч. бухгалтерских, современные автоматизированные способы измерений, программные средства и электронный документооборот, включая электронные формы технической и бухгалтерской отчетности;

  2. максимально возможная автоматизация выполнения технологических и учетных операций с применением современных измерительных, технических и вычислительных средств – минимизация влияния «человеческого» фактора на точность и достоверность учета;

  3. существенное повышение точности измерений, в т.ч. за счет перехода к прямым способам измерений учетных параметров, например, кориолисовых массовых расходомеров (массомеров) при приеме и отпуске;

  4. организация единой корпоративной автоматизированной системы учета и контроля с оперативным выявлением и предупреждением нарушений установленной технологии и производственной дисциплины, включая противозаконную деятельность – хищения для собственных нужд или последующей перепродажи;

  5. повышение производительности и улучшение условий труда.

Для решения указанных задач в ОАО «РЖД» была разработана и утверждена целевая технология организации корпоративного автоматизированного учета и контроля, основным элементом которой стала Единая автоматизированная система учета дизельного топлива и прочих нефтепродуктов (ЕАСУ ДТ).

Функционально ЕАСУ ДТ разделяется на две основные подсистемы, интегрированные между собой и консолидируемые программным обеспечением корпоративного уровня: ЕАСУ ДТ топливного склада и ЕАСУ ДТ подвижного состава. Все подсистемы достаточно самостоятельны и предназначены для внедрения на различных уровнях и объектах управления. Подсистемы могут работать обособленно, но для достижения максимального эффекта целесообразно их совместное внедрение.

ЕАСУ ДТ топливного склада (ЕАСУ ДТ ТС) предназначена для автоматизации работы объектов топливного снабжения – топливных складов и баз.

ЕАСУ ДТ ТС представляет собой аппаратно-программный комплекс, включающий: технические средства слива-налива высокой точности, производительности и надежности; средства измерения топлива в резервуарах; оборудование систем контроля технологической дисциплины, в т.ч. системы идентификации и видеонаблюдения.

Работу ЕАСУ ДТ ТС обеспечивает интеллектуальная программная система, основным достоинством которой является полное информационное обеспечение производственного процесса работы топливного склада – автоматизированное ведение всех учетных операций, расчет и контроль товарного баланса, анализ потерь, автоматизированная передача данных в бухгалтерскую систему и консолидирующую корпоративную систему, а также унифицированная интеграция с применяемыми системами и средствами измерений на основе специально разработанных программных протоколов и архитектурных решений.

ЕАСУ ДТ ТС позволяет практически полностью исключить ручной учет. В частности, специализированные журналы пооперационного учета были переосмыслены и автоматизированы. Например, для автоматизации формы материального учета ФМУ-24 была изменена технология подтверждения машинистом тепловоза факта отпуска нефтепродукта. Новая технология в перспективе ориентирована на полное исключение документа на бумажном носителе после внедрения в ОАО «РЖД» многофункциональной электронной карты машиниста.

В составе ЕАСУ ДТ ТС применяются специализированные измерительные установки слива и налива нефтепродуктов, а также системы и средства измерений в резервуарах. Например, в качестве типового решения выбраны установки «АТ» производства ЗАО «КИПЭНЕРГО», хорошо показавшие себя в сложных условиях эксплуатации железнодорожных топливных складов. При этом ЕАСУ ДТ ТС открыта для других поставщиков при условии соответствия их оборудования техническим требованиям, утвержденным в ОАО «РЖД».

Измерительные установки «АТ» слива и налива обеспечивают высокую пропускную способность, например не менее 350 л/мин для отпуска дизельного топлива в баки тепловозов, и прямой динамический метод измерения массы нефтепродукта с относительной погрешностью не более 0,15% за счет применения кориолисовых массовых расходомеров (массомеров), пока, к сожалению, импортного производства. Сама установка отечественного производства: электроника, обвязка и сборка – российские. Качество, соответствие российским стандартам и удовлетворительные эксплуатационные характеристики оборудования подтверждены комплектом российских сертификатов и метрологическими свидетельствами.

Все топливные склады, оснащенные ЕАСУ ДТ ТС, объединены в единое информационное поле специально разработанным программным обеспечением корпоративного уровня. Данные об учетных операциях, выполняемых на технологических участках и регистрируемых работниками в программном обеспечении на рабочих местах, передаются по защищенной сети передачи данных на корпоративный уровень в главный вычислительный центр ОАО «РЖД», что позволяет выполнять удаленный контроль работы топливных складов со стороны работников центрального аппарата ОАО «РЖД». При этом потеря связи с корпоративным уровнем не сказывается на работе ЕАСУ ДТ ТС – топливный склад продолжает работу в автоматизированном режиме.

В настоящее время ЕАСУ ДТ ТС внедрена и эффективно эксплуатируется на 34 топливных складах ОАО «РЖД» – пилотные внедрения на топливных складах Западно-Сибирской (1 склад) и Октябрьской (1 склад) железных дорогах и типовые внедрения на полигонах Горьковской (17 складов) и Красноярской (15 складов) железных дорог.

Экономический эффект от внедрения ЕАСУ ДТ ТС оценивается до 2,5% от оборота дизельного топлива на объектах и полигонах внедрения. По итогам 2014-2015 гг., указанная оценка подтверждена снижением удельного расхода дизельного топлива на полигонах внедрения.

Наряду с минимизацией потерь и экономией топлива дополнительным эффектом от внедрения ЕАСУ ДТ ТС стало оперативное выявление и устранение проблем, связанных с промышленной безопасностью и экологией объектов внедрения. Существенно улучшились условия труда работников за счет автоматизации рутинных операций и сокращения ручной работы.

ЕАСУ ДТ подвижного состава (ЕАСУ ДТ ТПС) предназначена для автоматизации учета набора и расхода дизельного топлива тяговым и специальным подвижным составом ОАО «РЖД», в первую очередь тепловозным парком.

ЕАСУ ДТ ТПС реализуется на базе Единой системы мониторинга бортовых систем ОАО «РЖД», обеспечивающей в режиме реального времени сбор, хранение и анализ данных с бортовых систем учета дизельного топлива по унифицированным протоколам и регламентам.

Бортовые системы учета дизельного топлива представляют собой аппаратно-программные системы, устанавливаемые на подвижном составе и обеспечивающие регистрацию и передачу в корпоративную информационную систему данных о количестве топлива в баке и его расходе. Часто входят в состав бортовых систем регистрации параметров движения и работы подвижного состава, например РПДА-Т или ТМ производства ООО «АВП-Технология».

Экономический эффект от ЕАСУ ДТ ТПС при полном оснащении тепловозного парка полигона внедрения бортовыми системами оценивается до 3% от расхода.

Основными вопросами реализации мероприятий по совершенствованию системы учета и контроля за использованием дизельного топлива в ОАО «РЖД», включая актуализацию нормативной базы и внедрение ЕАСУ ДТ, наряду с причастными структурными подразделениями ОАО «РЖД» занимается ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий» (ЗАО «ОЦВ»), выступая в роли проектировщика, интегратора средств измерений, поставщика вычислительных компонентов, разработчика программного обеспечения и консультанта по вопросам совершенствования технологии контроля и учета и разработки соответствующих нормативных и технологических документов.

Основное направление деятельности ЗАО «ОЦВ» – повышение эффективности внедрения новой техники и технологий, обеспечивающих существенное сокращение потребляемых ресурсов, и реализация проектов, имеющих отраслевую значимость, в различных сферах деятельности железнодорожного транспорта.

Одним из партнеров ЗАО «ОЦВ» в проектах по совершенствованию системы учета и контроля за использованием дизельного топлива в ОАО «РЖД» выступает ООО «Центр транспортного инспектората» (ООО «ЦТИ», www.inspectorat.ru).

Направлениями деятельности ООО «ЦТИ» являются:

  1. подготовка нормативных и технологических документов по организации автоматизированного учета и контроля нефтепродуктов на объектах снабжения, хранения и потребления, включая топливные базы и склады, железнодорожный тяговый и самоходный подвижной состав, технологический и автомобильный транспорт, котельные и прочее;

  2. подготовка проектно-сметной документации для работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и автоматизации объектов снабжения и хранения нефтепродуктов;

  3. разработка и внедрение автоматизированных информационных систем учета и контроля нефтепродуктов для объектов снабжения, хранения и потребления нефтепродуктов;

  4. надзор качества выполнения и соответствия проектно-сметной документации работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и автоматизации объектов снабжения и хранения нефтепродуктов.

Большинство нормативных документов технологии ОАО «РЖД» по учёту и контролю за использованием дизельного топлива было разработано в тесном сотрудничестве со специалистами ООО «ЦТИ».

В ряд ключевых алгоритмов ЕАСУ ДТ ТС вошли, разработанные и запатентованные специалистами ООО «ЦТИ», способы автоматического контроля метрологических характеристик средств изменения массы нефти или жидких нефтепродуктов при их приеме (патент RU 2562942 C1) и отпуске (патент RU 2593446 С1) на базах топлива и АЗС. Разработанные способы позволяют выполнять автоматический пооперационный контроль метрологических характеристик применяемых средств измерения без приостановки эксплуатации контролируемого оборудования.

Накопленный нашими специалистами опыт по организационному, методологическому, техническому и программному обеспечению технологии учета и контроля за использованием дизельного топлива в ОАО «РЖД» может быть успешно применен в отечественных и зарубежных предприятиях и компаниях, эксплуатирующих железнодорожный, автомобильный и специальный транспорт на дизельном и бензиновом топливе.

Потери нельзя исключить полностью, но вполне можно минимизировать.

Приглашаем к сотрудничеству.

Зам. начальника Управления ИТ
ЗАО «ОЦВ»
Алексей Шатерников
+7 (495) 134-22-12 доб. 5087
shaternikov@ocv.ru
Начальник отдела учета ТЭР
ООО «ЦТИ»
Андрей Грицаев
+7 (495) 134-22-12 доб. 5098
gritsaevaa@transinfocom.ru

ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий»

129626, г. Москва, ул. 3-я Мытищинская, д. 10, стр. 8

тел.: +7 (495) 933-33-43

www.ocv.ru

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий