Единое экономическое пространство: Россия, Беларусь, Казахстан

Синергия, получаемая при взаимодействии стран,

позволяет достигать качественно нового уровня,

недосягаемого без объединения.

Экономический рост практически во всех постсоветских государствах создал потенциал успешного взаимодействия, позволив сформировать необходимый объем ресурсов, которые могут быть использованы для ускорения интеграционного взаимодействия.

Одним из интеграционных формирований, появившихся не так давно (1 января 2010 г., в полной мере соглашения начали работать с июля 2012 г.), является Таможенный союз (ТС) Беларуси, Казахстана и России. Его основная цель – создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников, повышения уровня жизни населения.

Взаимная торговля

В период 2011-2012 гг. прослеживается положительная динамика объемов взаимной торговли между государствами-членами ТС. Средний темп прироста без учета одного месяца 4 квартала 2012 г. составил 3,6%.

 

Рис. 1. Объемы взаимной торговли государств-членов Таможенного Союза в 2011-2012 гг., тыс. долл. США  (4 квартал 2012 г. без учета декабря)[1]

При этом в среднем 65% объема экспорта приходится на Россию, 10% – на Казахстан и 25% – Беларусь (см. рис. 2). Если рассматривать объемы взаимной торговли в динамике, то здесь прослеживается тенденция к уменьшению доли Казахстана (снизилась с 15% до 10%) в пользу России: рост на 5%, объемы экспорта Беларуси стабильны.

 

Рис. 2. Распределение долей по объемам экспорта между старанами-членами Таможенного Союза в 2011-2012 гг.[2]

Как видно из рис. 3, наибольшую долю во взаимной торговле занимает продукция обрабатывающих производств (65,3%), продукция горнодобывающих производств – 25,23%. Их суммарная доля составляет 90,53%. Остальные виды экономической деятельности на данный момент не показывают значительного оборота во взаимной торговле стран-участниц ТС.

  

Рис. 3. Доли видов экономической деятельности во взаимной торговле государств-членов Таможенного союза, январь-ноябрь 2012 г., тыс. долл. США[3]

Если рассмотреть наиболее значимые статьи по взаимному торговому обороту, то можно выделить следующие (см. рис. 4):

  • основные металлы – 15,34%,
  • пищевые продукты – 13,11%,
  • кокс и нефтепродукты – 10,97% и др.

 

Рис. 4. Основные статьи торгового оборота по виду экономической деятельности «Продукция обрабатывающих производств», 2012 г.

Примечательно, что лидером по поставке основных металлов (57% оборота группы), кокса и нефтепродуктов (94,91%), химических веществ и химической продукции (74,36%), электрического оборудования (56,08%) является РФ; по группе пищевых продуктов (63,75%), автотранспортных средств, машин и оборудования (более 70%) наибольший объем приходится на Беларусь.

По виду экономической деятельности «Продукция горнодобывающих производств» лидером оборота также является РФ (84,65% оборота в группе), но здесь Казахстан (15% оборота в группе) имеет значительную долю в торговле углем и лигнитом (94,32%), металлическими рудами (75,97%). 

Валютно-финансовые отношения

Рассматривая валютно-финансовые отношения между странами, входящими в ТС, стоит отметить, что согласование валютного регулирования продолжалось вплоть до 22 ноября 2010 г. Кроме того, 9 декабря 2010 г. государствами-членами ЕврАзЭС было заключено Соглашение о согласованных принципах валютной политики в государствах-участниках Единого экономического пространства(ЕЭП), которое определило принципы проводимой сторонами валютной политики.

По мнению премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна, «Таможенный союз очень близок к единой валюте. Нужно всего лет пять согласованной денежно-кредитной и бюджетной политики. Это выгодно и для России, и для Казахстана, и для Беларуси. Есть убежденность, что уровни развития этих стран схожи, они не собираются жить за счет других. Единая валюта удобна и для хозяйствующих субъектов, и для граждан. Какой смысл иметь национальную валюту и терять деньги во время трансфертов?» Кроме того, экспертами не раз отмечалось, что наибольшая степень гармонизации внутри ТС наблюдается именно в методах и подходах к осуществлению денежно-кредитной политики и валютного регулирования, что может привести к введению единой валюты.

По информации официального сайта Евразийской Экономической Комиссии, 7 февраля в Москве Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Тимур Сулейменов в рамках торжественной церемонии, посвященной открытию Интегрированного биржевого валютного рынка стран Единого экономического пространства, в своем приветственном слове отметил, что «это событие знаменует собой переход от договорной и нормотворческой интеграционной деятельности к практической работе участников на валютном рынке. Успешно реализуемый проект Интегрированного валютного рынка является наглядным отражением эффективности взаимодействия межгосударственных органов, центральных, национальных банков и бирж наших стран по формированию единого валютного пространства».

Помимо этого в рамках проекта, реализованного Московской Биржей, впервые в рамках ЕЭП участник получает возможность выхода на интегрированный финансовый рынок, имея лицензию своего национального регулятора, без необходимости получения российской валютной лицензии. Валютные торги, в которых в ближайшее время будут принимать участие банки стран ТС, подтвердили приоритетность курса на создание Интегрированного валютного рынка.

Усилия именно в этом направлении, наряду со снятием ограничений в области валютного регулирования, должны привести к решению главной задачи финансовой интеграционной политики – обеспечению свободного движения капиталов и созданию общего финансового рынка, что в свою очередь тоже позволит ускорить модернизацию производств и повысить конкурентоспособность экономик государств-членов ТС и ЕЭП.

По мнению Т. Сулейменова, следующие шаги на пути интеграции биржевого пространства должны быть связаны с обращением ценных бумаг. Очевидно, что построение общего финансового рынка потребует решить огромное количество задач: выработка гармонизированных требований к участникам, взаимное признание лицензий, система рейтингов, вопросы применения стандартов МСФО, клиринга, квалификационные требования к сотрудникам и т.д.

Инвестиционный климат

19 мая 2012 г. была проведена дискуссионная сессия «Новые инвестиционные возможности ЕЭП», организованная в рамках программы ежегодного заседания Европейского банка реконструкции и развития в Лондоне.

Было отмечено, что одной из главных целей Единого экономического пространства является содействие улучшению условий ведения бизнеса для инвесторов и предпринимателей из стран тройки и третьих стран за счет установления режима свободного передвижения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Эта точка зрения была высказана Председателем правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Игорем Финогеновым, который также напомнил, что странами-участницами ЕЭП уже введен в действие ряд соглашений в области координации макроэкономической и финансовой политики, трудовой миграции, энергетики и технического регулирования. По мнению И. Финогенова, «несмотря на то, что для их реализации потребуется много взаимных усилий и времени, уже сегодня имеется ряд аргументов в пользу того, что развитие ЕЭП ведет к улучшению бизнес-среды и способствует росту экономик».

Речь в первую очередь идет о долгосрочных эффектах ЕЭП для его стран-участниц. Согласно проведенному Центром интеграционных исследований ЕАБР совместно с российскими и украинскими учеными комплексному исследованию, эффект от создания ЕЭП и последующего присоединения к нему Украины может за период до 2030 г. достичь для четырех стран величины в $1 трлн. Эффект будет выражаться в дополнительном росте ВВП Беларуси на 14%, Украины – 6%, Казахстана – 3,5% и России – 2%. В расчете на душу населения основные выгоды от интеграции получат Беларусь, Украина и Казахстан, в абсолютном значении – Россия.

Миграционная политика

Важнейшим этапом интеграции в рамках ЕЭП должно стать принятие единой миграционной политики. По мнению Председателя правления Евразийского банка развития Игоря Финогенова, «это ключевой вопрос для экономик стран региона. Например, уже сегодня трудовые мигранты производят до 6% российского валового продукта».

Как сообщается на официальном сайте ЕЭК, 7 февраля в г. Москве состоялось первое заседание Рабочей группы при Консультативном комитете по миграционной политике при Коллегии Евразийской экономической комиссии. В ходе заседания были рассмотрены вопросы об унификации сроков пребывания граждан государств-участников Единого экономического пространства без регистрации (постановки на учет) на территориях государств Сторон, о выработке общих подходов к дальнейшей интеграции государств-участников ЕЭП в миграционной сфере, о подготовке международного договора о миграционной карте в рамках ЕЭП.

По итогам заседания было принято решение организовать проработку подготовленных экспертами документов в заинтересованных государственных органах Сторон в целях дальнейшего их рассмотрения на очередном заседании Консультативного комитета. Соответственно в данном направлении также проводятся работы по усилению интеграции стран-участниц Таможенного Союза.

Перспективы

Подводя итоги, можно сказать, что у Таможенного Союза, в целом, так и у каждой из стран-участниц в отдельности – огромный потенциал. Однако достижение действительно превосходных показателей возможно лишь через максимизацию интеграции экономик стран. Так, из перспектив экспертами отмечается возможность вхождения в Союз Киргизии, Абхазии, Армении, которые не раз высказывали заинтересованность в этом.

В далекой перспективе проект Таможенного союза может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства, включающего и Европейский Союз. Здесь все будет зависеть от готовности стран вести диалог и понимания их главами того, что будущее именно за интеграцией, т.к. ее эффективность доказана существованием ряда транснациональных компаний, развившихся и продолжающих рост именно за счет осуществленных ранее слияний и поглощений в своей отрасли. На уровне стран, конечно, не будет поглощений, но объединения на примере Таможенного Союза  показывают свою эффективность при условии правильного подхода к урегулированию всех сфер взаимодействия между странами участницами.

Статью подготовили:

Дмитрий Голубев, маркетолог-аналитик

Дарья Некрасова, консультант по маркетингу


[1] По данным статистики Таможенного Союза
[2] По данным статистики Таможенного Союза
[3] По данным статистики Таможенного Союза
[4]

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий