По оценкам Министерства промышленности и торговли России, импортозависимость российской экономики в некоторых отраслях промышленности составляет более 80%. О том, что такое положение разрушительно для отечественной экономики, говорится давно, но только после объявления санкций импортозамещение приобрело масштаб общегосударственной политики.
В конце 2014 г. был принят закон «О промышленной политике в РФ», нацеленный в т.ч. и на развитие импортозамещения. Минэкономразвития РФ определило 18 приоритетных отраслей для импортозамещения. Федеральными органами была проведена ревизия технологического уровня всех отраслей, сформирована номенклатура приоритетных видов продукции с высокой долей импортозависимости и в марте 2015 г. утверждено 20 отраслевых программ, включающих более 2200 направлений импортозамещения. Правительственной комиссии по импортозамещению принят ряд федеральных нормативно-правовых актов.
Новым инструментом государственной поддержки отраслевых программ стал Фонд развития промышленности, на который возложены функции центра мониторинга, анализа и поддержки процессов импортозамещения. В сжатые сроки Фондом было рассмотрено более 1250 инвестиционных проектов и одобрено 52 займа на сумму 17,8 млрд рублей. Бюджет Фонда на 2016 г. составит 23,7 млрд рублей.
В числе регионов с наибольшим количеством проектов, включенных в отраслевые планы по импортозамещению входят: Москва – 1038 проектов в 12 отраслевых планах, Московская область – 337 проектов по 14 отраслям, Санкт-Петербург – 330 проектов для 9 отраслей, Татарстан – 126 проектов в 12 отраслях, Свердловская область – 111 проектов в 12 отраслевых планах.
По оценке Правительства России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения, к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90 % до уровня 50-60%.
Очевидно, процесс импортозамещения в разных отраслях будет проходить с разной степенью болезненности и интенсивности. Есть отрасли, где нарастить отечественные объемы производства можно в относительно сжатые сроки, а есть области промышленности, где позиции более слабые или есть специфические требования к уровню оборудования и наличию технологий и кадров.
«Отстающие» и «лидеры»
По оценкам Минпромторга, в нефтегазовой отрасли зависимость российских нефтяников от зарубежного оборудования в среднем составляет 50-60%, а в таких сферах как программное обеспечение и нефтегазовая переработка она еще выше. Под санкциями находятся технологии, применяемые для разработки трудноизвлекаемых ресурсов, буровое оборудование, электрические насосы, морские платформы для добычи на шельфе, материалы, используемые для добычи нефти. По данным Минэнерго России, доля российских и локализованных технологий при добыче традиционной нефти достигает 80%, но для трудноизвлекаемых запасов – это уже 40-60%, а при реализации шельфовых проектов – менее 20%.
В рамках задачи снижения критической зависимости от зарубежных технологий Министерство энергетики РФ разработало план по снижению общей доли импортного оборудования в нефтегазовом секторе по 12 приоритетным направлениям. Согласно плану, доля импортной продукции в нефтегазовом машиностроении к 2020 г. должна снизится с 60% до 43%.
Минэнерго РФ разработан также план по импортозамещению в нефтепереработке и нефтехимии до 2020 г., куда включены в т.ч катализаторы для базовых процессов нефтепереработки и нефтехимии. В частности, долю импортных катализаторов гидроочистки, которая достигает 97%, планируется снизить до 55%, а катализаторов каткрекинга и каталитического риформинга – с 65% и 60% до 25%.
Российское машиностроение – одна из наиболее импортозависимых отраслей. По данным опроса, проведенного Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара, только 15% предприятий отрасли не зависят от импорта. Примерно треть опрошенных предприятий снизили свои закупки импорта, но более половины предприятий сохранили его долю в своих инвестиционных программах.
Особое место в машиностроении занимает станкостроение. Сегодня говорится об определенных положительных подвижках в этой подотрасли машиностроения. Объем рынка станкостроения в России увеличился с 62 млрд рублей в 2014 г. до 100 млрд рублей в 2015 г. При этом объем импорта уже снизился с 88% до 80%. Согласно принятой программе импортозамещения, этот показатель к 2020 г.у должен сократить до 58%. Сегодня государственные инвестиции в станкостроение составляют десятки миллиардов рублей, открываются новые производства. Планируется, что через 3-4 года будет запущено около 100 крупных предприятий.
Самый значительный отказ от импорта имеет место в промышленности строительных материалов. Рынок строительных материалов в России локализован практически на 90%. Правда, процесс импортозамещения в этом секторе начался еще в 1999 г., и, по мнению участников рынка, жестко не связан санкциями и кампанией по импортозамещению. Кроме того, имеют место значительные различия доли импорта в зависимости от сферы строительства. Например, при возведении домов эконом-класса импортные стройматериалы практически не используются. Доля импорта в строительстве социальных объектов, по подсчетам экспертов, не превышает 10%. В секторе элитных и ответственных объектов доля импорта по некоторым позициям может доходить до 90% и более. По свидетельству участников рынка, российские производители пока не могут предложить замену ряду импортных материалов. К ним относятся, в частности, некоторые системы вентилируемых фасадов, кровельные и гидроизоляционные системы, светопрозрачные конструкции, которые полностью, или частично производятся из импортных материалов и комплектующих.
Более труднопреодолимой является зависимость от импортных машин, механизмов, гидравлического и электрического оборудования, оборудования для инженерных систем, лифтового оборудования, сложной строительной техники. Здесь доля импорта составляет от 40% до 70%. Для решения проблемы импортозамещения в этих сегментах требуется время, инвестиции и продуманная государственная политика.
Аграрно-промышленный комплекс – один из немногих секторов экономики, который показал уверенный рост в условиях общего спада. Но за последние 10 лет в сельском хозяйстве уже многое было сделано для импортозамещения. И объем производства сельхозпродукции за этот период вырос на 40%. По итогам 2015 г. рост составил 3%. В 2015 г. на реализацию Госпрограммы развития сельского хозяйства в рамках импортозамещения было направлено 222 млрд рублей.
Пока объемы отечественного производства продуктов питания по некоторым позициям не обеспечивают потребности внутреннего рынка. В 2015 г. на закупку импортной сельхозпродукции и продовольствия, в т.ч. молочной и мясной продукции, овощей и фруктов, было потрачено $27 млрд. Но в Минсельхозе планируют к 2020 г. выйти практически на 100% обеспечения внутреннего рынка по таким видам продовольствия как молоко, мясо и овощи. А по фруктам сохранить импортные поставки лишь в части цитрусовых и экзотических фруктов, которые не растут на территории нашей страны.
В 2016 г. для поддержки сельского хозяйства будет выделено 237 млрд рублей. Кроме того, решением комиссии по импортозамещению в текущем году дополнительно будет выделено 10 млрд рублей для приобретения порядка 20 тыс. единиц новой сельхозтехники.
Общие тенденции
Согласно официальной информации, процессы импортозамещения сегодня так или иначе идут во всех отраслях. Денис Мантуров, подводя первые итоги реализации программ импортозамещения по отраслям промышленности в целом, отмечал, что уже за первые 10 месяцев 2015 г. импорт промышленных товаров сократился почти на 40%. В то же время аналитики НИУ ВШЭ констатируют, что, несмотря на то, что многие иностранные товары ушли с российского рынка и конкуренция заметно ослабилась, импортозамещение пока носит фрагментарный характер и в большинстве отраслей не влияет на рост производства. Это по-своему закономерно. Там, где раньше была заложена база, есть и определенные результаты. К таким отраслям относятся фармацевтическая, лесная, пищевая промышленность, сельхозмашиностроение. Например, рост экспорта сельхозтехники в 2015 г.составил 30-60% по сравнению с предыдущим годом. Но финансирование разработок в этой области началось пять лет назад. С учетом того, что планы по импортозамещению были сформированы только в марте 2015 г., а период реализации любого инвестиционного проекта составляет, как правило, не менее 5-7 лет, говорить о каком-то качественном скачке в плане импортозамещения, очевидно, преждевременно. На данный период, наверное, можно говорить о том, что заложена определенная база для выполнения программы по импортозамещению.
Материал подготовлен на основе открытых источников в интернете
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.