Общая картина
В настоящее время машиностроительный комплекс (МСК) РФ объединяет в себе более десятка крупных отраслей, в том числе автомобилестроение, сельскохозяйственное, энергетическое, железнодорожное, строительное и дорожно-строительное машиностроение, авиа- и судостроение и пр., и производит широчайший спектр продукции (от самолетов и турбин до бытовых приборов и автомобилей). МСК является наиболее сложным сегментом промышленности и в силу всеохватности характеризует экономику страны.
При этом современная российская промышленность по-прежнему тяготеет в сторону добывающего сектора, который продолжает расширять свои масштабы. За последние 20 лет доля машиностроительного комплекса в структуре отечественного промышленного выпуска сократилась с 22,9% до 12,93%, а доля топливной промышленности возросла с 12,3% в 1990 г. до 31,84% в 2010 г. и до 34,74% в январе-июне 2011 г. Российский МСК больше пострадал и в период последнего экономического кризиса.
Этот факт надо учитывать, рассматривая динамику восстановления российского МСК. Темп роста в машиностроении в 2011 г. составил, по оценке экспертов «РИА-Аналитика», 15,6% (по оценке агентства AK&M -16%) по сравнению с 2010 г. Но при таких высоких показателях сохраняется отставание по объемам производства от докризисного уровня. По оценке экспертов «РИА-Аналитика», в 2011 г. объем производства в отрасли был на 4,2% меньше, чем в 2008 г. А динамика роста производства характеризуется крайней неравномерностью. Например, если в автомобилестроительной промышленности производство выросло в полтора раза и уже превысило докризисный уровень на 15%, то в гражданском судостроении, наоборот, продолжилось падение. Один из самых ярких примеров – производство башенных кранов. По сравнению с 2010 г. оно выросло на 40%, а по сравнению с докризисным – ниже в 5,5 раза. Еще одна особенность российского МСК заключается в том, что самые успешные предприятия, например, в сегменте легкового автомобилестроения, нельзя в полной мере считать отечественным производством. Они работают на зарубежном оборудовании, комплектующие получают из-за границы. При изменении политической ситуации они в одночасье могут превратиться из сильного в «слабое звено» отрасли.
Автомобилестроение
Производство транспортных средств и оборудования достигло в 2011 г. наивысших показателей и внесло максимальный вклад в положительную динамику МСК. По оценке «РИА-Аналитика», на долю автомобилестроения пришлось 40% общего прироста в машиностроении. Общий результат достигнут преимущественно за счет рекордного объема производства легковых автомобилей – более 1,7 млн автомобилей. Это на 17% больше, чем в 2008 г. Основной прирост обеспечили производители иностранных марок автомобилей. По данным «АСМ-Холдинга», производство иностранных моделей выросло на 72,6% по сравнению с 2010 г., и на 81,3% – по сравнению с 2008 г., а производство отечественных марок, наоборот, отставало.
Высокие темпы роста производства легковых автомобилей были обусловлены рядом фактором, в том числе программой утилизации легковых автомобилей. В 2012 г. эти факторы действовать не будут, поэтому вероятнее всего, что динамика производства легковых автомобилей в 2012 г. снизится.
Существенно отставало от результата 2008 г. производство грузовых автомобилей и автобусов. По данным Росстата, выпуск грузовых автомобилей в 2011 г. был на 34,4% больше, чем в 2010 г., но на 22,4% ниже, чем в 2008 г. По оценке экспертов «РИА-Аналитика», рост производства грузовых автомобилей в 2012 г. не превысит 10%, а объем производства не достигнет докризисного уровня. Если в 2012 г. Россия вступит в ВТО и произойдет снижение пошлин на подержанные грузовики, конкурентоспособность отечественных производителей может значительно пострадать.
Из всех видов автомобильной техники самые низкие показатели у производства автобусов. Их выпуск за год, согласно данным Росстата, увеличился на 5,6% и составил 42,7 тыс. единиц, что вдвое ниже, чем в 2007 г., когда был отмечен максимальный объем производства – более 80 тыс. единиц.
Крупное энергетическое машиностроение
Еще один лидер МСК – крупное энергетическое машиностроение. Последствия кризиса мало повлияли на выпуск турбин и генераторов высокой мощности: уже в 2010 г. докризисный уровень был превзойден, а в 2011 г. объем производства вышел на новый рекордный уровень. Этому помогла реализация энергокомпаниями договоров о предоставлении мощности (ДПМ). Также рост производства в отрасли стимулировался спросом на газоперекачивающие установки со стороны трубопроводного транспорта.
Ввод новых мощностей, согласно оценке АО «Системный оператор ЕЭС», в 2012 г. будет в полтора раза больше, чем в 2011 г. Примерно такой же прирост ожидается в 2013 г. Поэтому, как считают эксперты «РИА-Аналитика», будущее отрасли выглядит вполне оптимистично: в 2012 г. можно ожидать увеличения роста производства турбин и генераторов на 15-20% по сравнению с 2011 г. Не должно отрицательно сказаться на энергетическом машиностроении и вступление России в ВТО. Масштабное строительство в энергетике будет осуществляться еще в ближайшие 20 лет, работы хватит всем желающим.
Железнодорожное машиностроение
Рекордные объемы производства отмечены и в железнодорожном машиностроении. Это третий лидер, обеспечивший общие высокие темпы роста МСК в 2011 г. По оценке экспертов «РИА-Аналитика», суммарное производство железнодорожной техники (грузовых и пассажирских вагонов, маневровых и магистральных тепловозов, магистральных электровозов) увеличилось на 17,9%.
Основной вклад в общую динамику внесли производители грузовых вагонов – 60 тыс. единиц в год. Это исторический максимум. До кризиса максимальный результат был 42 тыс. единиц за год. Доля грузовых вагонов составляет около 90% прироста во всем железнодорожном машиностроении. Рекордный рост производства вагонов был обусловлен не только необходимостью обновления изношенного парка, но и результатами реформы железнодорожного транспорта: появилось большое количество независимых операторов. Это привело к неэффективному использованию вагонного парка и обусловило повышенный спрос на вагоны.
Очевидно, что эта ситуация временная, и в 2012 г. рост производства грузовых вагонов замедлится. По мнению экспертов «РИА-Аналитика», объем производства вагонов в 2012 г. вырастет примерно на 10% по сравнению с прошлым годом.
Остальные
В большинстве остальных отраслей МСК высокие темпы годового роста обусловлены в большей мере резким спадом производства в период кризиса. Их результаты по сравнению с докризисным уровнем остаются довольно низкими.
Так рост производства в сельскохозяйственном машиностроении в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 37,6%, но был почти на 20% ниже, чем в 2008 г. При этом, например, производство зерноуборочных комбайнов выросло по сравнению с 2010 г. почти на 44%, но осталось на уровне начала 2000-х гг. Причем существенную долю производства обеспечила сборка иностранных моделей.
Аналогичным образом складывается ситуация в тракторостроении. На долю тракторов, собранных из комплектующих «Минского тракторного завода», пришлось 60% от общего выпуска сельскохозяйственных тракторов. А крупнейший производитель отечественных моделей колесных тракторов «Владимирский моторо-тракторный завод» снова снизил производство этой техники.
По мнению экспертов «РИА-Аналитика», в 2012 г. положительная динамика в сельхозмашиностроении сохранится, хотя темпы роста могут снизиться по сравнению с 2011 г. Рост производства в отрасли по итогам 2012 г. может составить около 20%. Также отечественное сельхозмашиностроение может оказаться в числе наиболее уязвимых отраслей после вступления России в ВТО.
Рост производства в строительном и дорожно-строительном машиностроении (по четырем группам продукции: гусеничные трактора, экскаваторы, автогрейдеры и башенные краны) в 2011 г. составил 14% по сравнению с 2010 г. Это близко к среднему показателю по МСК. Но строительный сектор, являющийся основным потребителем отрасли, восстанавливается медленно. В 2011 г. рост объема работ по виду деятельности «Строительство», согласно данным Росстата, составил всего 5,1%.
По оценке экспертов «РИА-Аналитика», в 2012 г. положительная динамика производства строительной техники сохранится на уровне 15%, но докризисный объем достигнут не будет.
Не состоялся ожидаемый рост производства в гражданском авиастроении. Более того, оно стало одной из немногих машиностроительных отраслей, где по итогам 2011 г. произошел спад, который составил 1,6% по сравнению с 2010 г. Продолжилось падение производства в гражданском судостроении. Но в 2012 г. эксперты «РИА-Аналитика» прогнозируют рост около 15-20%.
В целом темп роста в машиностроении в2011 г. был ниже, чем в 2010 г. Замедление связано с тем, что в 2010 г. действовал фактор низкой базы после резкого спада в 2009 г. В 2012 г., по мнению экспертов «РИА-Аналитика», замедление роста продолжится. И в целом он составит около 10%.
По материалам Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» РИА Новости, Портала машиностроения и др. интернет-порталов
Подготовила Ольга Леонтьева
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.