Перспективы развития ИКТ-образования в Казахстане

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) полностью изменили наш образ жизни. Появились новые рынки и бизнес-модели для поддержки ввода, хранения, обработки, анализа и представления информации, и этот процесс продолжает развиваться и расширяться в ускоренном темпе. Традиционная экономика на основе промышленности теперь трансформируется в экономику на основе знаний. Информационные технологии начали рассматриваться в качестве средства для обеспечения положительных сдвигов в социально-экономических условиях и инструмента для достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ).

Сегодня в Казахстане на уровне государства проводится большая исследовательская и практическая работа по внедрению и развитию ИКТ. Такие преобразования касаются всех отраслей экономики, в том числе образования. Для развития и внедрения ИКТ возникает необходимость в высококвалифицированных кадрах.

Для решения этого вопроса по инициативе Президента страны Н. Назарбаева в 2009 г. был открыт первый в Казахстане Международный университет информационных технологий (МУИТ). Сегодня это отраслевой ВУЗ страны по IT технологиям, соответствующий мировым стандартам. Ключевым партнером университета в образовательном процессе является бизнес-школа iCarnegie (структурное подразделение университета Сarnegie Mellon) с 10 образовательными модулями в области программного обеспечения. Кроме того, учреждение работает в тесном сотрудничестве с университетами Малайзии: University Tenaga Nasional (Uniten), Universiti Teknologi Mara (UiTM,), Universiti Kuala Lumpur (UniKL) и Multimedia University, а также с Варнским свободным университетом (Болгария) и др. Мировой опыт позволяет подготовить универсальных сертифицированных IT-специалистов, способных соответствовать вызову отечественной Инновационной стратегии Казахстана по выходу в число высококонкурентных стран.

МУИТ имеет оснащенную материально-техническую базу. Открыты лаборатории облачных вычислений Huawei и Apple Training center. Профессорско-преподавательский состав вместе со студентами и магистрантами ведет научно-исследовательские работы по современным направлениям ИКТ. Это исследование облачных технологий; разработка и исследование моделей, методов и алгоритмов распознавания образов и принятия решений для интеллектуальных информационных технологий и систем; разработка математических моделей, численных методов и программных комплексов идентификации и распознавания синхронизированного потока звуковых и графических сигналов; компьютерная графика и искусственный интеллект, робототехника и др.

Разработка и развитие программ подготовки ИКТ-специалистов проводится в тесной связи с ведущими IT-компаниями Казахстана, такими, как НИКХ «Зерде», которые помогают определить основные направления подготовки специалистов, перечень специальностей, востребованных на рынке ИКТ, гармонизировать учебные планы с современными мировыми стандартами в информационных технологиях. МИУТ постоянно обновляет и создает учебные программы, руководствуясь исследованиями и разработками в мире ИКТ.

Тенденции развития этой отрасли определяют будущее ИКТ-образования. Предполагается, что развитие получат 10 направлений, которые определены как «IT-перевороты». Их список опубликован в материалах издания PC World. Это главные события, которые серьезно изменят жизнь пользователей в течение ближайших десяти лет. Если провести градацию приоритетности, то получатся следующие виды технологий. На первом месте стоит развитие «облачных» вычислений. На втором – развитие интерфейса «человек-машина», или создание искусственного интеллекта. Третье место занимает эволюция вычислительных систем. Четвертое – разработка и широкое распространение цифровых устройств на основе встроенных технологий распознавания речи и видеоизображений. На пятом месте находится дальнейшее развитие функциональных возможностей смартфонов и гаджетов, которые смогут распознавать речь на разных языках, моментально переводить сказанное (услышанное). Шестое место – это реализация высокотехнологичного производства, организованного без какого либо участия человека, управляемое роботехническими системами. Седьмое – распознавание изображений. Восьмое – распознавания лица в потоке с использованием спутниковых систем. Девятое – развитие беспроводных сетей (wireless networks). Десятую позицию занимает виртуальная реальность, которая станет по-настоящему реальностью, т.к. конечный пользователь уже не будет замечать разницы между своими онлайн- и оффлайн-друзьями.

ИКТ-перспективы мирового развития обозначены, и они определяют развитие новых ИКТ-специальностей и соответствующих учебных программ. В этом развитии МУИТ должен обозначить себя одним из ведущих университетов в пространстве IT-образования. Для этого необходимо развивать материально-техническую базу университета, укреплять сотрудничество с отраслью, повышать уровень квалификации ППС и постоянно работать над развитием учебных планов и программ образования

Конечно, это ответственная и серьезная работа, а, кроме того, – прекрасные перспективы будущего МУИТ и ИКТ-образования в целом.

Ускенбаева Раиса Кабиевна, д.т.н., профессор, проректор по учебно-методической работе МУИТ

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий