Проблемами развития, с которыми сталкивается машиностроительная отрасль Казахстана, можно считать технологическое отставание предприятий, низкую конкурентоспособность продукции; отсутствие связей с мировыми производителями и доступа к конструкторской документации; незначительный объем инвестиций; высокий уровень изношенности оборудования (43-80%); дефицит квалифицированных кадров.
Правительством страны была утверждена Программа по развитию машиностроения в Республике Казахстан на 2010-2014 гг., целью которой является максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка и расширение экспорта за счет увеличения производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью, стимулирование технологической модернизации и создание новых производств, обеспечение машиностроительной отрасли необходимыми кадрами.
Сегодня машиностроительный комплекс – ведущий в стране: отражая уровень научно-технического прогресса государства, определяет развитие других отраслей. По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более масштабными предприятиями, большей фондоемкостью, капиталоемкостью и трудоемкостью продукции.
Структура производства машиностроительного комплекса РК на январь-август 2011 г. составляет (в млн долл. США): 54,6 – производство техники для горнодобывающей промышленности, подземной разработки и строительства; 273 – производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава; 16,2 – нефтегазовое машиностроение; 84,0 – производство сельскохозяйственной и лесохозяйственной техники; 622,5 – электротехническое машиностроение. Емкость рынка отрасли машиностроения с января по июль 2011 г. составила $10,6 млрд.1
В республике запланирован ряд инновационных машиностроительных проектов, для реализации которых необходимо обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать ключевые задачи научно-технического и социально-экономического развития страны. Карагандинский государственный технический университет (КарГТУ) готовит машиностроителей по трехуровневой системе: бакалавр – магистр – доктор PhD. Подготовка компетентных кадров невозможна без тесной связи с ведущими научными центрами и высшими учебными заведениями России. Кандидаты и доктора наук, являющиеся доцентами и профессорами кафедр института машиностроения КарГТУ, были подготовлены в Санкт-Петербурге, Москве, Калининграде, Омске. С 2009 г. по программе «Приезд зарубежных ученых» для чтения лекций КарГТУ посетили ведущие ученые из МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского государственного открытого университета, МИСиС, Волгоградского государственного технического университета и др. Магистранты КарГТУ ежегодно выезжают на стажировку в Санкт-Петербургский политехнический университет, МГОУ, МАДИ, МГИУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Сегодня вузы и кафедры должны гибко реагировать на изменения в структуре производства, готовить специалистов, соответствующих запросам отрасли. Созданный в КарГТУ Корпоративный университет включает 55 предприятий и позволяет готовить специалистов с учетом запросов работодателей. Нашими корпоративными партнерами, на предприятиях которых студенты проходят практику и трудоустраиваются, являются АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО Корпорация «Казахмыс», Карагандинский машиностроительный консорциум.
Возрастающая сложность современных технологий, рост их возможностей, конкуренция между фирмами-производителями заставляет проектировать все более сложные системы, повышать их надежность, эргономические показатели, использовать нестандартные решения. Все это приводит к необходимости разработки новых высокоэффективных технологий и подготовке специалистов в области машиностроения, владеющих современным инструментарием – математикой, методами моделирования, информатики, управления и пр.
Другим приоритетным направлением в подготовке специалистов в области машиностроения должен стать процесс интеграции образования и науки. Нужны интеграционные процессы для ликвидации разрыва между университетской и академической наукой. Кроме того, создание научно-технических центров при ведущих университетах позволит приобретать дорогостоящее и уникальное оборудование, которое необходимо не только для научных исследований, но и учебного процесса.
Институт машиностроения КарГТУ многие годы тесно сотрудничает с Российско-корейским научно-образовательным центром «Прогрессивные технологии и материалы» МГОУ (г. Москва), Научно-техническим сварочным обществом, НПФ «Плазмацентр» (г.Санкт-Петербург), «ЭЛАН-ПРАКТИК» (г. Дзержинск, Нижегородская область) и проводит совместные научные исследования.
Уверена, что сотруднчество Казахстана и России в подготовке высоквалифицированных кадров позволит внести значительный вклад в развитие наиболее прорывных инновационных проектов в области машиностроения.
Шарая О.А., директор института машиностроения КарГТУ, к.т.н., доктор PhD, профессор
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.