Сфера интересов России и Беларуси. Реальные шаги

16 января 2013 г. в Москве состоялась встреча Министра промышленности Республики Беларусь Дмитрия Катеринича и Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова, в ходе которой была отмечена позитивная динамика сотрудничества промышленных предприятий Беларуси и России в 2012 г.

Кроме того,  сторонами было обозначено, что в дальнейшем значительное внимание будет уделено промышленной интеграции, в частности, в области станкостроения, радиоэлектроники и металлургии. Намечено взаимодействие по увеличению поставок белорусских автокомпонентов для российских предприятий автопромсборки. Обсуждалась возможность развития сотрудничества в области производства сельскохозяйственной техники.

«Мы должны активно взаимодействовать для того, чтобы перейти на новый уровень в области промышленности и углубить интеграционные процессы между нашими странами», – отметил Денис Мантуров.

Обоюдная заинтересованность в создании СП

По информации пресс-служба Минпромторга РФ, Д. Катеринич и Д. Мантуров договорились об ускорении процесса создания совместной машиностроительной корпорации «РосБелАвто» на базе КамАЗа и МАЗа.

Интеграция этих предприятий – один из самых важных проектов между Беларусью и Россией, поскольку и КамАЗ, и МАЗ испытывают трудности после вступления России в ВТО и введения на ее территории норм стандарта Euro-4. Во-первых, это привело к резкому увеличению поставок на российский рынок по демпинговым ценам подержанной западной и новой китайской грузовой автотехники, во-вторых, вызвало подорожание продукции Камского и Минского заводов, поскольку потребовало более сложных технических решений. В результате во второй половине прошлого года началось сокращение объемов продаж грузовиков на российском рынке. Выход из сложившейся ситуации аналитики видят в снижении отпускных цен на МАЗы и КамАЗы, что возможно только за счет сокращения себестоимости продукции, добиться которой можно путем оптимизации издержек между обоими производителями посредством специализации, а также за счет выработки и проведения единой сбытовой стратегии, включая согласование цен и объемов поставок. Все эти функции и планируется передать в компетенцию «РосБелАвто».

Кроме того, Минский автозавод поможет Камскому заводу сохранит его ценовые позиции посредством участия в затратах через существенное наращивание закупок автокомпонентов, производимых на КамАЗе (чем больше продажи, тем ниже цена), путем увеличения поставок более дешевых и технически достаточно совершенных комплектующих собственного производства: современной серийной кабины и ведущего моста повышенной грузоподъемности. Помимо этого, альянс с МАЗом позволит более четко реагировать на потребности российского рынка, увеличить загрузка совместных предприятий с участием КамАЗа по выпуску автокомпонентов.

Эксперты утверждают, что Минский автозавод обладает достаточным научным и конструкторско-технологическим потенциалом для разработки, подготовки производства и налаживания серийного выпуска не только важнейших узлов и агрегатов, но и готовых автомобилей. В его распоряжении белорусская академическая и отраслевая наука. Как считают специалисты, участие в создании на базе Минского автозавода совместного Центра разработки новых конструкций и технологий (вместо организации аналогичной структуры в подмосковном Сколково) позволит россиянам сэкономить до $1,8 млрд.

Для МАЗа ценными активами Камского завода являются доступ к госзаказам (включая военные) и разветвленная сбытовая сеть на территории России.

Таким образом, очевидна обоюдная заинтересованность в создании СП «РосБелАвто». Но принятие окончательного решения затягивают некоторые противоречия. По мнению президента Республики Беларусь А. Лукашенко «РосБелАвто» должен стать управляющей компанией, решающей исключительно административные вопросы. Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко также отмечает, что в теме создания холдинга есть два вопроса, которые надо урегулировать белорусским и российским партнерам.

Первый касается того, что россияне пытаются пересмотреть рыночную оценку МАЗа и КамАЗа, сделанную компанией Ernst&Yang весной прошлого года. Тогда белорусское предприятие было оценено в $1 млрд 82 млн, российское – в $1 млрд 620 млн. В таком случае белорусская сторона должна внести в создаваемый холдинг 75% акций минус одна акция, 49% акций должны составлять ценные бумаги КамАЗа. Но проведенная Ernst & Young повторная оценка стоимости активов КамАЗа и МАЗа оценила 100% акций российского предприятия в $2,5-2,6 млрд, а 100% белорусского – в $1,6-1,7 млрд. Согласно новым данным, речи о создании управляющей компании холдинга «РосБелАвто» на условиях паритета голосов идти не может, т.к. Россия считает вложения двух сторон по первому соглашению неравнозначными. Белорусская сторона считает, что в настоящее время Россия нарушает паритет и выходит за пределы обозначенной первоначальной стоимости КамАЗа.

Кроме того, есть противоречия в принципах создания и работы наблюдательного совета. По словам Владимира Семашко, российская сторона предлагает выдвинуть гендиректором холдинга россиянина. В наблюдательный совет должны войти по четыре человека с каждой стороны. «Но председателем наблюдательного совета будет опять же россиянин, с правом двух голосов. Получается, пять голосов против четырех. Любое решение будет приниматься в пользу российского партнера. В такой ситуации мы говорим «нет». Должна быть ротация. Если гендиректор с российской стороны, то глава наблюдательного совета – с белорусской. Это будет справедливо», – заявил Семашко.

Планируется, что уже в марте2013 г. стороны вернутся к обсуждению вопросов по созданию альянса между МАЗом и КамАЗом.

Сотрудничество Беларуси и Амурской области

5 февраля 2013 г. состоялась встреча Президента Беларуси Александра Лукашенко с губернатором Амурской области России Олегом Кожемяко.

Беларусь рассматривает Амурскую область как площадку для наращивания сотрудничества с Дальневосточным регионом России. Президент подчеркнул готовность белорусской стороны создавать совместные производства в Амурской области, заниматься не только сборкой техники, но и усиливать локализацию. На совместных сборочных производствах зерноуборочных комбайнов, созданных с участием ОАО «Лидагропроммаш» и ПО «Гомсельмаш» из белорусских машинокомплектов собрано около 500 комбайнов. В 2012 г. в Амурской области организована сборка энергонасыщенных тракторов из комплектующих РУП «МТЗ», кроме того, в этот регион также было поставлено 28 карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 130 т.
Помимо этого, в  ходе визита достигнута договоренность об организации в Шимановске сборочного производства зерноуборочных комбайнов КЗС-1218 ПО «Гомсельмаш» на площадях ЗАО «Кранспецбурмаш». В текущем году из поставленных машинокомплектов планируется собрать 200 машин. Белорусскими комбайнами, собранными на Амуре, будет убираться соя – одна из перспективных агрономических культур.

Помимо комбайнов, прорабатывается вопрос организации в Амурской области сборочного производства тракторов «Беларус», в т.ч. энергонасыщенных, а также консигнационных складов запасных частей к карьерной технике. Специалисты данного региона России пройдут обучение с целью приобретения необходимой квалификации при сборке и эксплуатации сельскохозяйственной техники белорусских производителей, проведения сервисных и гарантийных (послегарантийных) работ.

В целом в текущем году будут созданы и начнут активно работать три главных машиностроительных комплекса. В первую очередь, речь идет о комбайновой технике «Гомсельмаша», которая востребована в Амурской области. Во-вторых, это тракторы МТЗ, также достигнута договоренность о прицепной и навесной технике к тракторам. Третье направление – белазовская техника, для которой просматривается большая ниша в добыче полезных ископаемых региона.

У Беларуси большой опыт работы в сфере агропромышленного комплекса, которым страна готова поделиться с Амурской областью, особенно в сфере животноводства, селекции сельскохозяйственных культур. К слову, по последнему направлению стороны уже взаимодействуют. Так, в2012 г. проведено испытание сортов сои белорусской селекции, двух сортов пшеницы, которые показали высокую урожайность на опытных полях Приамурья.

В свою очередь губернатор Амурской области Олег Кожемяко предложил белорусской стороне принять участие в создании под ключ молочных ферм.
Если ранее сотрудничество активнее развивалось в машиностроении, то сейчас добавляется горнорудная промышленность, технологии в сфере мясного и молочного животноводства, строительство зерносушильных комплексов, картофелеводство и т.д. Такое сотрудничество даст импульс развитию АПК Амурской области. Кроме того, стороны договорились о сотрудничестве по проектам агрогородков.

Отмечено, что проекты в машиностроении, сельском хозяйстве, архитектуре и строительстве будут включены в дорожные карты на 5 лет.

Информация подготовлена на

основе материалов

Министерства промышленности

Республики Беларусь,

материалов СМИ.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий