О знании требований в области пожарной безопасности
Одной из составных частей безопасности зданий и сооружений является пожарная безопасность, основные положения к которой изложены в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности и Правилах противопожарного режима в РФ. Наличие обязательных требований предполагает необходимость проведения соответствующих мероприятий.
Неисполнение требований влечет ответственность как административную, так и уголовную. Санкции по делу об административных правонарушениях в форме штрафов в настоящее время составляют суммы от 150 тыс. до 1 млн руб. (в случае введения пожароопасного режима). Средний штраф, после проведенной проверки, составляет 300 тыс. руб. Кроме того, могут быть применены такие меры, как арест товаров и временный запрет деятельности до 90 суток. Такие санкции надзорных органов являются достаточно действенными и в некоторых случаях могут привести к потере бизнеса.
При всех перечисленных неприятностях необходимость исполнения требований пожарной безопасности остается и после уплаты штрафов. В противном случае очередной штраф за неисполнение предписания также будет чувствительно бить по карману. Это наглядно изображено на схеме 1.
Т.е. в случае неисполнения обязательных требований предприниматель пострадает дважды: сначала он оплатит штрафы, а затем будет выполнять мероприятия по выполнению требований пожарной безопасности. Просто стоимость мероприятий по обеспечению пожарной безопасности увеличивается на сумму штрафа. Но за эти деньги уже возможно установить систему сигнализации в небольшом офисе.
Можно самостоятельного до прихода проверяющих выполнить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Однако они достаточно обширны и не всегда понятны бизнесмену, который, например, производит молочную продукцию. Да и сама нормативная база постоянно развивается и изменяется. Либо молочную продукцию выпускай, либо требования ПБ изучай и выполняй.
В качестве примера приведем ситуацию с автолюбителями. Ни у кого не возникнет желания ремонтировать BMW X6 в гаражном кооперативе, разве резину поменять с летней на зимнюю. Этот автомобиль высокотехнологичный, с применением большого количества электроники, поэтому автолюбитель обращается в автосервис (да и то не в каждый), т.е. к специалистам.
Так же дело обстоит и с обеспечением пожарной безопасности. Собственникам объекта целесообразно обращаться в организации, специализирующиеся в вопросах обеспечения пожарной безопасности. Выбравшие этот путь – сэкономят на штрафах. Но почему-то, как правило, они обращаются за помощью после уплаты штрафов или, в лучшем случае, перед проверкой.
Схема 1.
Когда собственникам необходимы знания требований пожарной безопасности. Помощь в проведении противопожарных мероприятий
Теперь хотелось бы остановиться на тех ситуациях (схема 2), когда собственнику объекта необходимы знания требований пожарной безопасности и помощь в проведении противопожарных мероприятий, как технических, так и организационных.
Первый и самый частый случай – это плановые и внеплановые проверки надзорными органами. В ходе таких проверок должностные лица вправе проверять выполнение всех требований, установленных в отношении данного объекта.
В настоящее время значительная часть собственников объектов, обнаружив сведения о своей организации в годовом плане проверок, который открыто публикуется на сайте Генпрокуратуры, обращается в специализированные организации для проведения независимого обследования и установления необходимых мероприятий в целях приведения в соответствие требованиям пожарной безопасности еще до проверки. Это вызвано тем, что мероприятия все равно придется выполнять, но штрафных санкций можно избежать. Помощь в этом случае оказывают специалисты из организаций, занимающихся пожарным аудитом.
Второй случай – выполнение работ в области пожарной безопасности. Это относится к законопослушным собственникам объектов, которые в силу определенных обстоятельств: будь то разумная осмотрительность или неотвратимость проверки, стараются выполнять все требования пожарной безопасности. Они, в соответствии с Правилами противопожарного режима, организуют проверки систем пожарной безопасности объектов. Также к ним относятся собственники, которые принимают объекты от строителей.
Большинство из них уже не довольствуется заверениями подрядчиков о том, что все сделано хорошо, а требует проверки независимой организацией качества работы противопожарных систем. Например, директор школы не в состоянии оценить качество проведенной огнезащиты. В этом случае собственники объектов прописывают в договорах обязательное подтверждение качества работ третьими лицами – компетентными и независимыми организациями. Как правило, подтверждение качества – это сертификат какой-либо добровольной и авторитетной системы сертификации на конкретную систему обеспечения пожарной безопасности.
И третий случай – это производство и реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации, и к которой установлены обязательные требования.
Схема 2.
Так, в Орловской области органами ФГПН за истекший период 2013 г. были проведены мероприятия по контролю (надзору) в отношении поставщиков продукции – девять плановых выездных проверок. Проверки в отношении производителей продукции запланированы на 2015 и 2016 гг.
По данным с сайта МЧС России: «При проведении данных проверок было установлено, что на реализуемую продукцию имеются сертификаты соответствия. Вместе с тем, на одном объекте была проведена проверка реализуемой продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, которой было установлено, что нарушены условия сертификации реализуемой продукции, а именно – истек срок действия сертификатов пожарной безопасности на продукцию. По результатам проверки в отношении должностного лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 20.4 КоАП РФ (неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно).
Согласно статье 21 ФЗ «О пожарной безопасности» изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
Идентичные требования установлены «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности». Так, статьями 133, 134, 135, 141 Технического регламента в отношении строительных материалов, текстильных и кожевенных материалов, газов, жидкостей, твердых веществ и материалов, твердых дисперсных веществ, электротехнической продукции установлены указанные требования.
В этом случае помощь производителю оказывают специалисты органов по сертификации продукции, аккредитованные Федеральной службой по аккредитации или в добровольной и авторитетной системе сертификации продукции (в зависимости от необходимости подтверждения параметров – добровольно подтверждаемых или подтверждаемых обязательно).
Подтверждение качества работ третьими лицами
При проверке надзорными органами состояния объекта
При проверке надзорными органами состояния объекта возникает ряд проблем. Одна из них – это невозможность визуально установить работоспособность систем обеспечения пожарной безопасности. При этом могут возникать необоснованные требования по замене технических средств или повторном проведении определенных видов работ.
Определить необходимые показатели систем обеспечения пожарной безопасности может и сам собственник, но при наличии лабораторного аттестованного оборудования, квалифицированного персонала, нормативной документации и т.д. Как правило, этого нет, т.к. стоит недешево.
Поэтому для решения этих проблем у собственника объекта два пути. Первый – понести необоснованные расходы, повторно провести работы, заменить (возможно, исправные) технические средства, предварительно заплатив штраф 150 тыс. руб. Второй – применение результатов добровольной сертификации (разъяснение МЧС России от 13.04.2011 №19-2-13-1281, подтверждающее законность применения результатов добровольной сертификации), когда подтверждается выполнение обязательных требований на объекте в отношении:
-
средств пожарной автоматики;
-
противопожарного водопровода;
-
средств огнезащиты;
-
наружных пожарных лестниц, ограждений кровли и т.д.
При этом в рамках законодательства подтверждается выполнение обязательных требований, согласно ст. 145 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»:
«1. Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации».
И ст. 21 ФЗ «О техническом регулировании»:
«Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования».
Таким образом, между собственником и инспектором встает третья законная сторона, которая подтвердит исправность систем противопожарной защиты и не допустит необоснованных требований (в случае их появления) по замене технических средств или повторном проведении определенных видов работ. Результат – отсутствие штрафов и необоснованных затрат.
Схема 3. Алгоритм подтверждения качества работ при проверке надзорными органами состояния объекта
Но здесь необходимо иметь в виду, что отсутствие подтверждения компетентности организаций, проводивших проверку систем противопожарной защиты, может привести к признанию налоговыми органами расходов на такие услуги необоснованными.
Особенности ситуации, в которой оказывается собственник объекта и подрядчик при выполнении работ в области пожарной безопасности
Как отмечалось выше, заказчик услуг (работ) в области пожарной безопасности, как правило, не имеет возможности проверить качество проведенных работ своими силами. В этом случае заказчик может «не глядя» принять работы (услуги), выполненные с нарушениями, зачастую с использованием контрафактной продукции, и получить, как следствие, те же нарушения, что и были до выполнения работ. Затем, как уже говорилось ранее, последуют санкции и новые расходы, которых можно было избежать.
Но можно пойти и по другому пути, привлечь специализированную организацию, что позволит заставить исполнителя устранять нарушения за свой счет (это необходимо устанавливать договором на проведение работ). Так, муниципальным органам образования и здравоохранения целесообразно включать этот пункт в условия тендеров для защиты своих интересов, что обезопасит директоров школ и главврачей от недобросовестных поставщиков услуг (работ) в области пожарной безопасности.
В результате собственник объекта или муниципалитет (штраф из его бюджета) получает выполнение требований пожарной безопасности и отсутствие дополнительных расходов.
Схема 4. Алгоритм подтверждения качества работ при выполнении работ в области пожарной безопасности
Особенности применения требований пожарной безопасности при обороте отдельных видов продукции
Как отмечалось выше, изготовители (поставщики) строительных материалов, текстильных и кожевенных материалов, газов, жидкостей, твердых веществ и материалов, твердых дисперсных веществ, электротехнической продукции в обязательном порядке должны указывать в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности. На примере Орловской области мы показали, что надзорные органы МЧС России приступили к работе в этом направлении и начали штрафовать по ч. 7 ст. 20.4 КоАП РФ (неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно).
Определить указанные показатели возможно самостоятельно (при наличии лабораторного оборудования, квалифицированного персонала, нормативной документации и т.д.). Однако содержать собственную лабораторию многим предпринимателям (особенно поставщикам) невыгодно. Поэтому в данной ситуации также целесообразно использовать результаты добровольной сертификации, что позволит выполнить требования пожарной безопасности и избежать дополнительных расходов, намного превышающих стоимость мероприятий по выполнению требований.
Схема 5. Алгоритм подтверждения качества работ при обороте отдельных видов продукции
Разъяснение МЧС России от 13.04.2011 №19-2-13-1281 подтверждает законность применения результатов добровольной сертификации работ и услуг.
Коротко о правилах проведения работ в добровольных системах сертификации
Система добровольной сертификации регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, которым является Министерство промышленности и торговли РФ.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соответствия и порядке их применения. Реестр поручено вести Росстандарту.
Если вы решили использовать результаты добровольной сертификации, то для выбора добровольной системы необходимо:
– проверить по реестру наличие или отсутствие в нем той или иной системы, желательно специализирующейся в области пожарной безопасности;
– ознакомиться с сайтом организации, которая зарегистрировала эту систему, понять, авторитетна она или нет; если на сайте отсутствуют реестры выданных сертификатов или они ведутся несистематически, нет реестров органов по сертификации, испытательных лабораторий, отсутствует реестр экспертов или правила сертификации – это свидетельствует о неработоспособности и неавторитетности системы;
– ознакомиться с информацией, содержащейся в реестрах органов по сертификации, испытательных лабораториях, выданных сертификатах; определить их количество, узнаваемость и применяемость, в т.ч. и наличие в регионах страны.
И после этого обратиться в ближайший орган системы добровольной сертификации, который вас устраивает, где специалисты проконсультируют по всем вопросам.
Сам процесс сертификации продукции во всех системах как обязательных, так и добровольных примерно одинаков.
Что касается сертификации работ, услуг и инструментального контроля, то в общем случае порядок сертификации следующий:
-
подача заявки на сертификацию;
-
рассмотрение и принятие решения по заявке;
-
оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
-
принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
-
выдача сертификата и протоколов (актов) испытаний;
-
инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг (при необходимости).
Если орган по сертификации не сильно загружен работой, то сертификация системы пожарной сигнализации двух-трех этажного торгового центра площадью 2000 м² займет от одной до двух недель.
Русяев Сергей Владимирович
заместитель директора департамента технического регулирования
начальник отдела оценки соответствия НСОПБ
Ваганова Дарья Васильевна
руководитель пресс-службы НСОПБ
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.