Технологии для выявления у водителя признаков утомления

Ежегодно в третье воскресенье ноября проводится Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. Этот день, призванный обратить внимание общества на страшные масштабы и последствия аварий во всем мире, был учрежден по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 г. В России по данным Госавтоинспекции МВД за период с января по октябрь 2013 г. произошло 167 023 ДТП, в которых погибло 21 716 человек и ранено 212 315 человек.

Размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004-2011 гг. по официальным данным оценивается в 8188,3 млрд руб., что можно сопоставить с доходами консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2012 г. (8064,3 млрд руб.). Это фактически население большого города. Причины дорожных аварий из года в год не меняются: более 80% от общего числа ДТП происходит по вине водителей.

Можно сказать, что нигде человеческий фактор не проявляет себя так часто и с такими трагическими последствиями, как на дорогах. Основная сфера деятельности ЗАО «Нейроком» – разработка и производство систем для обеспечения безопасности на транспорте за счет снижения влияния человеческого фактора. Компания уже более 20 лет работает с РЖД. Накоплен колоссальный практический опыт. Благодаря комплексу приборов, которые разработаны организацией на железных дорогах, удалось снизить аварийность на 40%. О снижении аварийности на автомобильных дорогах за счет применении аналогичных систем для автоводителей мы беседуем с генеральным директором ЗАО «Нейроком», доктором технических наук Валерием Васильевичем Дементиенко.

Валерий Васильевич, снижение аварийности на 40% это показатель, который нельзя оставить без внимания. Достижимы ли такие показатели и на автомобильных дорогах?

– Разумеется. Это не просто слова. По статистике 80-90% аварий происходят именно по вине человека, более того 40% из этих аварий происходят по вине всего 10% водителей. Если исключить эти 10% водителей из участия в дорожном движении, аварийность можно снизить почти вдвое. Для этого существует три ступени контроля или отбора. Первая – это профессиональный отбор, который позволяет не допустить в профессию людей, непригодных для нее в силу своих психофизических свойств. Если у человека нет слуха, он не идет в музыканты. И это ни у кого не вызывает вопросов. Так и здесь. Если, например, человек не предрасположен к монотонной работе, быстро засыпает или с трудом переключает внимание и не может одновременно держать в поле зрения несколько объектов, то ему не следует садиться за руль. Существует еще несколько показателей, по которым можно определить, насколько человек предрасположен к вождению.

Вторая ступень – предрейсовый контроль. Например, наш комплекс ЭкОЗ-01 позволяет оперативно получить объективную оценку степени готовности водителя к рейсу. Есть такие проявления (тремор, скорость реакции и др.), которые свидетельствуют о том, что в психофизическом состоянии человека не все благополучно. Врач выясняет причины этого состояния и принимает решение, может ли водитель отправляться в рейс.

Третья ступень – контроль состояния водителя в рейсе. Первое и самое главное, что необходимо контролироваться в рейсе – глубокая степень усталости, которая ведет к засыпанию. Помимо состояния дорог и транспортных средств, основной причиной автомобильных аварий является усталость водителя и засыпание за рулем. ЗАО «НЕЙРОКОМ» разработан прибор Driwell для выявления у водителя признаков утомления (снижения работоспособности) и преддремотного (предшествующего засыпанию) состояния. Надежность прибора составляет 99,99%. Прибор своевременно сигнализирует водителю, предупреждая его об опасном состоянии. Внедрение такого контроля поможет спасти 4-5 тыс. жизней в год.

Все методики отрабатывались десятилетиями. Их комплексное применение на железной дороге позволило добиться такого резкого снижения аварийности на 40%. В начале декабря в Нью-Йорке произошла авария: пригородный пассажирский поезд сошел с рельсов. Погибли четыре человека, десятки пострадали. Машинист в итоге признался, что он заснул. Если бы на нем был прибор контроля состояния, то он или разбудил бы машиниста, или автоматика остановила бы поезд. И люди остались бы живы.

 – Ваши разработки нашли признание на правительственном уровне. В начале этого года специалисты ЗАО «Нейроком» были награждены государственной премией за разработку и внедрение систем обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте. Насколько высок сегодня интерес к вашим разработкам для водителей?

– Интерес очень большой, но не в нашей стране. Нашими разработками активно интересуются в Корее, Канаде, США. Причем совместные проекты нам предлагают как на уровне государственных структур, министерств, так и на уровне частного бизнеса. Там очень активно занимаются проблемами безопасности, связанной с человеческим фактором и активно поддерживают и внедряют инновационные разработки.

– А у нас?

– А у нас все крайне сложно. Мы уже не один год пытаемся вывести эти системы для широкого применения в автотранспорте. При поддержке МВД в 10 автошколах был проведен эксперимент: обучающихся вождению тестировали с помощью нашего психодиагностического комплекса УПДК-МК на наличие профессионально важных качеств и потом сравнивали результаты тестирования с отзывами инструкторов об этих учащихся. В восьми случаях из десяти оценки совпали. Все, в том числе и в МВД, признали очень высокую эффективность. Но дальше эксперимента дело не пошло.

В этом году из Госавтоинспекции МВД России опять обратились к нам в связи с решением об обязательном введении тестирования на профпригодность для профессиональных водителей. Но решение это было принято только после того, как в Европейском сообществе было введено обязательное тестирование на профпригодность водителей коммерческого транспорта. О предрейсовом контроле и контроле состоянии в рейсе речи вообще пока не идет. Приборами предрейсового контроля и контроля в рейсе у нас интересуются только большие предприятия, которые считают свои риски и прогнозируют возможные издержки, связанные с авариями. Но таких предприятий единицы. Как и единицы частных водителей, которые хотят пользоваться приборами контроля в дороге.

– А какова цена вопроса?

– В том то и дело, что мы предлагаем способ повысить безопасность на дорогах очень малыми финансовыми средствами, просто мизерными по сравнению с теми, какие тратятся на федеральные целевые программы. И речь идет не только о наших приборах. На рынке существуют и другие компании. Важно, чтобы сам принцип отбора и контроля водителей стал общепринятой практикой, как ремень безопасности в автомобиле, огнетушитель или аптечка первой помощи.

– Что, по-вашему, для этого необходимо?

– Для этого необходимо, во-первых, создать нормативно-правовую базу, которая бы стимулировала и/или обязывала эти приборы использовать.

Во-вторых, необходимо обеспечить реальную государственную поддержку предприятиям, которые занимаются инновационными разработками. Эта деятельность связана с большими финансовыми вложениями и рисками. И без реальной помощи государства таким предприятиям не выжить. Например, в Корее компании, которые развивают инновационные разработки, активно поддерживаются государством. Таким компаниям предоставляются и большие налоговые льготы, и помощь с арендой помещений и т.д. И в той же Канаде предприятия, реализующие инновационные проекты, всегда опираются на активную поддержку государства. Кроме того, только реальная государственная поддержка может привлечь в такие проекты инвесторов. У нас эта поддержка задекларирована, но существует только на бумаге.

Вопросы безопасности должны решаться на уровне государства. На сегодняшний день и в министерствах, и в госструктурах, и на автопредприятиях есть общее понимание, что водителей, которые садятся за руль, следует предварительно отбирать и контролировать в дороге. Но такое понимание нужно формировать и у населения.

Сегодня введение системы отбора и приборов контроля вызывает резкое сопротивление у многих водителей. Ведь 10% должны будут отказаться от возможности водить автомобиль. Кроме того, многие не хотят подвергаться какому-то ни было контролю в пути. Их не смущает тот факт, что они могут стать невольными убийцами. Ведь большинство людей рассуждает так: со мной этого никогда не случится, с кем-то, но только не со мной. Поэтому третье, но не последнее по значимости условие: нужно формировать в людях потребность в личной безопасности, так же как в здоровом образе жизни, в чистом воздухе, в чистой воде, качественных продуктах и т.д. Это все составляющие того, что сегодня входит в понятие качества жизни. А обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью обеспечения личной безопасности и одним из условий повышения качества жизни.

СПРАВКА

Постановлением Правительства РФ №864 от 3 октября 2013 г. утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.». Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы в 2013-2020 гг. составляет 32422,872 млн руб., в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 17193,032 млн руб. В тексте федеральной целевой программы говорится, что «существенным результатом реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» стало начавшееся изменение отношения всех органов государственной власти к безопасности дорожного движения как к одному из национальных приоритетов государственной политики РФ».

111250, Москва, Энергетический пр-д, д. 6, а/я 17
тел.: +7 (495) 362-71-21, 362-79-07, 362-75-91
факс: +7 (495) 362-71-43
е-mail: info@neurocom.ru

www.neurocom.ru

Производство:

141101, Московская обл., г. Щелково, ул. Заводская, д. 2

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий