Система ГЛОНАСС

В рамках программы XIX Международного Форума «Технологии безопасности», который проходил в середине февраля в МВЦ «Крокус Экспо», состоялась конференция «Применение спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС для повышения безопасности и управляемости в различных отраслях экономики страны». Организатором конференции выступила НО Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» при официальной поддержке Министерства транспорта РФ. Основная цель проведения конференции – способствовать расширению сфер использования отечественных навигационных технологий на базе системы ГЛОНАСС.

ГЛОНАСС – это…

Глобальная Навигационная Спутниковая Система (ГЛОНАСС) предназначена для определения местоположения, скорости движения, а также точного времени нахождения всевозможных объектов, находящихся в воздухе, на воде или суше. Сегодня ГЛОНАСС является второй в мире глобальной навигационной системой, по характеристикам сопоставимой с системой GPS.

ГЛОНАСС – навигационная система двойного назначения, т.е. обеспечивает решение навигационных и координатно-временных задач как гражданских, так и специальных потребностей. Главным документом, определяющим развитие системы на текущем этапе, является Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 гг.».

В настоящее время в состав системы входит космический комплекс ГЛОНАСС (орбитальная группировка включает 28 космических аппаратов, штатно эксплуатируются 24), комплекс аппаратуры потребителей навигационной и временной информации гражданского назначения, комплекс функциональных дополнений системы ГЛОНАСС, система апостериорного высокоточного определения эфемерид и временных поправок и средства фундаментального обеспечения системы ГЛОНАСС. Такой состав позволяет гармонично развивать систему ГЛОНАСС и ее наземные структуры, создавать наземные функциональные дополнения. И решать одну из ключевых задач, определяемых программой, – расширение внедрения и использования отечественных спутниковых навигационных технологий и услуг с использованием системы ГЛОНАСС.

ЭРА-ГЛОНАСС

Наиболее глобальный на сегодня проект применения системы для гражданских целей – Государственная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». О значимости проекта говорит тот факт, что отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы «ЭРА-ГЛОНАСС», регулируются Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 г. №395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе “ЭРА-ГЛОНАСС”».

«ЭРА-ГЛОНАСС» – это вариант использования технологий ГЛОНАСС в целях повышения безопасности на транспорте. Система обеспечивает оперативное получение информации о дорожно-транспортных и иных происшествиях на автомобильных дорогах в России, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных, юридических и физических лиц. В случае аварии необходимая информация о транспортном средстве, включая его точные координаты, автоматически передается в диспетчерский пункт системы 112. Диспетчер, связавшись с водителем и получив подтверждение об аварии, организует выезд на место происшествия служб экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, Скорая помощь).

Видеонаблюдение на транспорте

Сегодня уже разработаны и внедряются проекты, обеспечивающие видеонаблюдение с использованием технологий ГЛОНАСС в целях повышения безопасности наземного пассажирского транспорта. Актуальность таких проектов обусловлена ростом количества террористических актов, кроме того, на транспорте нередки случаи вандализма, нарушения правопорядка и трудовой дисциплины водителями, возникновения криминальных ситуаций.

В функции системы входят: видеорегистрация (в салоне транспортного средства, дорожной ситуации перед транспортом и за ним, автоматическая аудиозапись в салоне); фиксация, передача и последующая обработка тревожных событий; автоматизированный сбор, хранение и передача полученных данных в диспетчерский или ситуационный центр; трансляция ситуации в салоне в режиме реального времени на дисплей диспетчера; экстренный вызов служб реагирования во время нештатных и чрезвычайных ситуаций. Система видеонаблюдения аккумулирует информацию, которая необходима для органов ФСО, ФСБ, МВД при поиске подозреваемых и других лиц, разбора конфликтных ситуаций. Уже есть опыт использования системы видеонаблюдения при раскрытии преступлений, выяснения обстоятельств ДТП. Кроме того, как показала практика, потенциальные нарушители, зная, что ведется видеонаблюдение, снижают свою активность. Два наиболее крупных проекта видеонаблюдения на транспорте, которые реализуются сегодня, это система видеонаблюдения на наземном городском транспорте в Москве и в Сочи на период проведения Олимпийских игр. На сегодняшний день все отечественные производители подвижного состава наземного пассажирского транспорта уже устанавливают необходимое оборудование для системы видеонаблюдения.

Станция скорой помощи работает с ГЛОНАСС

Сегодня Станция скорой неотложной и медицинской помощи (СС и НМП) в Москве принимается свыше 38 тыс. звонков и выполняет до 11 тыс. выездов бригад в сутки. За последние 5 лет нагрузка на СС и НМП уже выросла на 30%. В связи с присоединением к Москве новой территории значительно возрастает нагрузка и увеличивается зона охвата. Решить проблемы, возникающие с постоянным ростом нагрузки, невозможно простым увеличением количества выездных бригад и диспетчеров. Для этого были разработаны и внедрены Комплексная автоматизированная система управления деятельностью Станции скорой и неотложной медицинской помощи (КАСУ СС и НМП) и Автоматизированная навигационно-диспетчерская система управления выездными бригадами Станции скорой и неотложной медицинской помощи (АНДСУ СС и НМП) с использованием технологий ГЛОНАСС.

Эти системы позволяют сделать наиболее оптимальный выбор бригады по зоне обслуживания и месту госпитализации больных, выбрать оптимальный маршрут проезда и таким образом значительно сократить время прибытия бригады к месту вызова и время доставки пациентов в стационар. С внедрением систем среднее время от поступления вызова на «03» до назначения специализированной выездной бригады сократилось с 20 до 4-х минут, возросло среднее количества вызовов на бригаду с 7 до 11 в сутки, увеличилась эффективность работы операторов. Сколько это спасло жизней – статистика умалчивает.

Мониторинг транспорта

Если брать гражданскую сферу применения технологий ГЛОНАСС, то транспорт (воздушный, морской, речной, наземный) является одной из основных областей применения системы. На сегодняшний день оснащено порядка двух млн транспортных средств. Активно внедряется мониторинг перевозок (перевозка пассажиров, опасных грузов), в перспективе – контроль большегрузного транспорта, проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам, за режимами движения, труда и отдыха водителей.

Система контроля безопасности и связи с использованием технологий ГЛОНАСС постепенно внедряется и на пассажирских поездах для оповещения поездной бригады об аварийных ситуациях, а также для организации производственно-технологической связи в железнодорожных составах. В настоящее время более трехсот составов пассажирских поездов оборудованы данной системой.

Коммерческий эффект

Система ГЛОНАСС-мониторинга сегодня не только обязательна для многих видов транспорта, но представляет интерес для владельцев транспортных компаний. Ведь с ее помощью можно значительно снизить затраты, необходимые для планирования работы и нормального функционирования автопарка. Навигационная система ГЛОНАСС позволяет производить контроль за местоположением транспортного средства, его средней скоростью, расходом топлива и техническим состоянием, координировать и контролировать работу автотранспорта, его скоростной режим, оптимизировать маршруты движения, а также режим труда и отдыха водителей. Так ОАО «АК Транснефть» получила экономию в 20% только на горюче-смазочных материалах и окупила систему практически за год. И таких примеров достаточно много.

Безопасность в широком смысле

Мониторинг транспорта – только одна из многих сфер применения системы ГЛОНАСС. Ее технологии используются практически во всех отраслях хозяйства: строительстве, сельском хозяйстве, нефтегазовом комплекс, энергетике, научных наблюдениях и исследованиях, геодезии, картографии, телекоммуникации и т.д.

ГЛОНАСС можно применять для мониторинга инфраструктуры, ресурсов, важных или потенциально опасных объектов. Система высокоточного мониторинга смещений сложных инженерных сооружений с использованием технологий ГЛОНАСС/GPS способна осуществлять непрерывный контроль смещений и колебаний элементов конструкций мостов, плотин, башен и др. с целью ранней диагностики целостности сооружения и оперативного обнаружения потери его устойчивости.

Объектами мониторинга могут быть энергетические и трубопроводные системы, нефтегазовый комплекс, химически и биологически опасные объекты, телекоммуникационные системы, объекты массового посещения и т.д.

В России сегодня более 4600 критически важных объектов (Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ №411-рс 23.03.2006), входящих в комплекс объектов государственной инфраструктуры, свыше 2,5 тыс. химически опасных объектов, более 1,5 тыс. радиационно-опасных, более 8 тыс. взрывоопасных, более 30 тыс. гидротехнических сооружений. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 90 млн жителей страны. Мониторинг таких объектов с помощью ГЛОНАСС поможет предупреждать чрезвычайные ситуации и аварии. У системы много возможностей и сфер применения.

По материалам конференции подготовила Ольга Горгома

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий